Кто разбудит спящего водителя?
Водители, находящиеся за рулем по
15-20 часов, зачастую не отдают себе отчета в том, что они не в состоянии вести автомобиль. Сонное состояние накапливается постепенно, змеей заползая под одеяло бдительности. И, подобно змеиному укусу, внезапно и точно настигает свою жертву настолько же сладкий, насколько и отравленный сон. Результаты легкомыслия часто становятся катастрофичными. Как помочь водителю принять решение о приостановке изнурительного марафона и сказать: "Стоп! Жизнь дороже этих нескольких километров!"?
Вот уже несколько десятилетий мировые лидеры производства электронных устройств ищут и находят способы решения этой проблемы. Компания Infiniti разработала систему, которая откроет в Северной Америке эпоху применения высоких технологий в области предотвращения ДТП, совершенных спящими водителями. Система оснащена камерой, датчиком скорости и сигнализацией. Стоит задремавшему водителю выехать за линию разметки - звуковой сигнал предупредит его об опасности.
Забавное устройство придумала IBM. "Электронный пассажир" (компактная коробочка, размещаемая на приборной панели автомобиля) не только включит музыку погромче, расскажет анекдот или задаст неожиданный вопрос, но и брызнет освежающим дождиком на задремавшего водителя, если камера заметит признаки усталости. Кроме того, киберсобеседник способен поддерживать несложную беседу, выполняя функции разговорчивого пассажира, что само по себе является одним из наиболее эффективных способов противодействовать засыпанию за рулем.
Компания Ford провела испытания системы оптического сканирования, а также ряда предупредительных систем, таких как вибрирующий руль, особый сигнал предупреждения, срабатывающий, когда машина наезжает на ограждение проезжей части, а также визуальное предупреждение, отображаемое на лобовом стекле. Конструкторы провели испытание так называемой активной системы, благодаря которой автомобиль автоматически регулирует рулевое управление, в случае если водитель повернул руль на слишком большой угол в какую-либо сторону. (А если водитель резко объезжает внезапно появившееся препятствие в лице выбежавшего на дорогу разработчика сего шедевра?)
 |
Pro.pilot |
Siemens представила новую разработку Pro.pilot. Сверхчувствительная инфракрасная камера встраивается в приборную панель. Бодрствует водитель или нет, система устанавливает по направлению взгляда и частоте моргания глаз. Устройство работает при любом освещении, даже в полной темноте. Как только прибор зарегистрирует сонное состояние шофера, включается "многоступенчатая программа взбадривания": сначала кресло водителя вибрирует, если результата нет - из динамиков раздаются звуковые сигналы, заставляющие водителя остановить машину. "Пилот" замедлит ваш автомобиль, если вы превысите скорость (при условии, что на борту вашего авто есть система круиз-контроля), а система навигации определит, в городе вы находитесь или на трассе. Кроме того, "Пилот" владеет информацией о расположении дорожных знаков и учитывает все, даже такие мелочи, как, например, ограничение скорости в определенное время суток.
 |
Новые технологии позволяют использовать для вашей безопасности ваш же мобильный телефон |
И, наконец, знаменитая Силиконовая долина, а точнее, находящаяся там компания NeuroSky откликнулась на зов транспортников. На основе алгоритма (разработанного, между прочим, в России) было создано устройство, которое позволяет отслеживать биологические импульсы человека. Встроенный в телефон аппарат анализирует электрическую активность мозга. Мало того что вы, не трогая руками трубку, можете ответить на звонок, телефон еще и предупредит вас о том, что вы засыпаете, и громким сигналом вернет к бодрствованию.
 |
|
Немного дальше в своих исследованиях состояния водителя продвинулась всемирно известная фирма Pioneer. Разбудить спящего шофера - не проблема. Попробуйте успокоить взбешенного! Представьте: руль вашего автомобиля оснащен суперчувствительными датчиками. Система регистрирует работу сердца, определяя ваше состояние. В зависимости от полученных данных в салоне автомобиля заиграет разная музыка. Если вы банально засыпаете, то это будет что-то мажорное, а если вы слегка раздосадованы на "вон ту блондинку в Nissan Micra", то готовьтесь услышать медленный менуэт или "прелюдию ля минор к дорожному конфликту".
Оригинальное решение нашла Национальная компания дорог Израиля. По обочинам дорог прокладывают специальное покрытие, при наезде на которое автомобиль трясется как в лихорадке. Даже крепко спящий водитель обязательно встрепенется и примет меры, чтобы спастись от аварии!
 |
Возможно, аналоги спортивных шикан по краям дороги помогут вовремя проснуться |
А вот японцы уже несколько лет экспериментируют с "неровными" дорогами. Представьте себе магистраль, по которой мчится автомобиль. Водитель наслаждается божественными звуками флейты, раздающимися - о японские боги! - из-под колес! Нет-нет - музыкант не погиб. Просто дорога в данном случае играет роль виниловой пластинки. А колеса вашей машины - роль иглы проигрывателя. Шуршание шин о специальные гофрированные секции дорожного полотна вызывает именно такой эффект - и вы слышите ритмичную музыку, напоминающую игру флейты. Такое новшество разработано в Институте индустриальных исследований Хоккайдо. Кроме того что дороги не дадут уснуть, они еще и помогут вам сориентироваться. Мелодии для песен будут ассоциироваться с какой-либо определенной местностью или с каким-либо направлением - скажем, к морю или на юг. Заблудиться на такой дороге сумеет разве что иностранец - ну так надо же было перед поездкой учить местный фольклор!
Пресловутая немецкая скрупулезность и в таком деликатном деле, как состояние внимания, проявилась весьма достойно. Компания BMW совместно с Вюрцбургским университетом испытывает устройство, которое способно четко различить четыре степени бодрствования. "Контролер бдительности" отслеживает движения век водителя. Первая степень, когда водитель бодр и готов к трудовым свершениям, оценивается системой в два зеленых огонька светодиодов. При малейшем подозрении, что внимание понижено (вторая степень), горит один желтый светодиод; если он устал, то два желтых диода (третья степень); два красных загораются, когда водитель впадает в четвертую степень бодрствования - засыпает. Кроме того, предусмотрена подача звукового сигнала. Дисциплинированный водитель, получив предупреждение, немедленно остановится и примет необходимые меры. Разработчики говорят, что система заблаговременно подаст сигнал и водитель не успеет заснуть на своем посту.
Пока ученые думают, как разбудить спящего водителя, у него (то бишь у нас с вами!) есть лишь один способ сохранить жизнь на трассе - выспаться заранее!