"Испано-Сюиза": восход и закат легенды
|
Вначале был швейцарский инженер Марк Биркигт. Молодой честолюбивый специалист мечтал о карьере, и когда выяснилось, что для этого нужно переехать в Испанию, он, особо не задумываясь, так и поступил. Первое время Марк занимался строительством водонапорных башен, а затем работал в электротехнической компании "Квадра", расположенной в Барселоне. Компания выпускала электромобили, но Биркигт сумел убедить своих работодателей, что будущее за автомобилями с бензиновым двигателем. С помощью хозяев "Квадра", в первую очередь Хуана Кастро, швейцарский инженер организовывает новое производство. Сначала автомобили выпускались под маркой "Ла Квадра", но финансовые неурядицы не позволили развернуться на полную мощь, и первый испанский автомобиль с бензиновым двигателем был выпущен лишь в шести экземплярах. Кастро помогает Биркигту организовать новую фирму, которая получила название "Х. Кастро Испано-Сюиза Фабрика де Аутомовилес" (испано-швейцарская фабрика автомобилей Х. Кастро), и Марк самолично занимается разработкой первенцев испанского автомобилестроения, мечтая о том, как благодаря его работе Испания громко заявит о себе на весь мир. Но прошло несколько лет, а особым успехом марка "Кастро" все не пользовалась, на горизонте вновь замаячили финансовые проблемы.
Вот тогда и появляется среди знакомых Биркигта промышленник Дамиан Мате. Он помогает инженеру разобраться с денежными трудностями, и в 1904 году талант швейцарского конструктора и деньги испанского капиталиста объединились в новой фирме, где Биркигт занял пост технического директора. Название фирмы не очень-то отличалось от предыдущего, только было отброшено имя Х. Кастро. С этого момента марка "Испано-Сюиза" начинает свое более чем тридцатилетнее триумфальное шествие по Европе.
Новый проект Биркигта поначалу столкнулся все с теми же постылыми сложностями: испанская экономика оставляла желать лучшего, производство оказалось довольно дорогим, рынок сбыта был очень ограниченным. При всем том честолюбивый Биркигт, которому в это время было всего 26 лет, не спешил радовать покупателя дешевыми демократичными моделями. Фаэтоны производства "Испано-Сюиза", например, с удовольствием приобретал королевский двор Испании, но все это были штучные заказы, поэтому технический директор "Испано-Сюизы" сделал ставку на продажи автомобилей за пределами страны, а также попытался использовать для рекламы своих машин автомобильные гонки.
|
Автомобиль ''Шкода Испано-Сюиза'', выпускавшийся в 1920-е годы по лицензии в Чехословакии |
И тот, и другой ход привели "Испано-Сюизу" к заслуженному успеху. Уже в 1906 году соотечественник Марка Биркигта Пиктет приобрел лицензию на производство трехсот автомобилей "Испано-Сюиза 20НР", и швейцарцы быстро и охотно принялись их раскупать. А за несколько лет участия в гонках "Испано-Сюиза" заработала репутацию быстрой, легкой и надежной машины. Инженерные таланты Биркигта, а также собравшихся в его компании конструкторов позволили оснастить автомобиль новыми, ранее невиданными тормозами с водяным охлаждением, в которых пустотелые тормозные колодки соединялись гибкими трубками с системой охлаждения двигателя. Также в списке изобретений Биркигта числится, возможно, первый в мире компрессорный двигатель, в котором избыточное давление создавалось при помощи двух дополнительных цилиндров. Однако этот двигатель так и не был испытан, поскольку подобные технические новшества напрямую запрещались регламентом автогонок того времени.
Настоящим прорывом стала знаменитая модель "Тип 15Т". Именно на ней король Испании Альфонсо XIII, заядлый автогонщик, в 1912 году выиграл гонки Сан-Себастьяно - Мадрид, установив рекорд трассы. Машину королю подарила на день рождения жена, отлично знавшая о его страстном увлечении. Автомобиль, отличавшийся простым управлением и плавностью хода, привел испанского монарха в восторг, и в качестве благодарности его величеству за такую рекламу своей новой марки руководство "Испано-Сюизы" к официальному наименованию модели добавило неофициальное - Alfonso XIII, под которым она и стала известна.
|
Легендарный спортивный автомобиль Alfonso XIII |
С 1910-1911-х годов благодаря рекламе, которую "Испано-Сюизе" сделали успешные выступления в автогонках, количество заказов значительно возросло. Основное производство переместилось во Францию. Главной причиной были все те же финансовые сложности: фирму уже нельзя было назвать финансово неустойчивой, однако испанцы не имели возможности покупать автомобили Биркигта, зато за рубежом интерес к ним постоянно увеличивался. Швейцарский инженер не остается в долгу, и каждая новая машина нисколько не разочаровывала европейских автолюбителей. И пока завод "Испано-Сюизы" в Париже занимался выпуском дорогих и престижных марок, в Испании тем временем продолжали производить более скромные модели.
Первая мировая война заставила "Испано-Сюизу" на время переключиться на производство авиамоторов. На новом поприще компания Марка Биркигта вновь зарекомендовала себя с самой лучшей стороны, и с тех пор авиамоторы стали постоянной побочной продукцией испано-швейцарской фирмы. А ближе к концу войны, в 1917 году, "Испано-Сюиза", наконец, обзавелась характерным отличительным знаком - аистом. Дело в том, что в 1917 году погиб знаменитый французский ас Жорж Гинеме, с которым Биркигта связывала теплая дружба. Гинеме до войны ездил на "Испано-Сюизе", а фюзеляж его самолета, на котором, естественно, был установлен испано-сюизовский мотор, украшало изображение аиста, эмблема оккупированных германскими войсками Эльзаса и Лотарингии, вечного камня преткновения франко-германских отношений. Швейцарский конструктор увековечил дружбу, разместив изображение аиста на своих автомобилях.
Послевоенные 1920-е годы стали временем расцвета "Испано-Сюизы". Между двумя мировыми войнами на этих автомобилях ездили короли и дипломаты, промышленники и спортсмены. Среди почитателей "Испано-Сюизы" были персидский шах и король Румынии, диктатор Испании генерал Франко и всемирно известный художник Пабло Пикассо, нарком внутренних дел СССР Менжинский и банкир Энтони Ротшильд. Испано-швейцарская марка стала показателем высочайшего социального статуса, ездить на "Испано-Сюизе" означало неприкрыто демонстрировать окружающим свою значимость. Однако модель, которая принесла Марку Биркигту заслуженный успех после войны, начала разрабатываться еще до ее начала. "Испано-Сюиза Н6" неторопливо готовилась к выпуску на протяжении нескольких военных лет, она вобрала в себя все возможные достижения конструкторов, в том числе использовавшиеся и для создания военной техники (в первую очередь это касается двигателя).
|
Автомобиль ''Испано-Сюиза Н6'' |
И вот меньше чем через год после подписания Версальского мирного договора, в 1919 году, на первом послевоенном автосалоне, проводившемся в Париже, "Испано-Сюиза Н6" предстала перед автолюбителями и тотчас же покорила всех. Ряд смело примененных новшеств обеспечил модели огромное преимущество перед всеми конкурентами. Шестицилиндровый верхневальный двигатель опирался на опыт создания авиационного мотора V12, являвшегося лучшим авиамотором союзников на тот момент. В то время как на "Роллс-ройсах" и "Паккардах" использовались только тормоза на задних колесах, а блоки двигателя выполнялись из чугуна, "Испано-Сюиза" предложила новую, снабженную сервоусилителями систему торможения на все колеса и алюминий в качестве материала для двигателя. Легкая, но при этом жесткая и достаточно прочная конструкция гарантировала надежность автомобиля. В своем обычном варианте "Испано-Сюиза Н6" могла разогнаться до 130-140 км/ч, а спортивные модели выдавали до 190 км/ч. Новое детище Биркигга и его соратников также потрясало своей невероятной управляемостью.
Однако если двадцатые годы были временем расцвета, то тридцатые стали периодом угасания. Мировой экономический кризис резко сократил количество людей, способных позволить себе выложить немалые деньги за новую "Испано-Сюизу". Чтобы удержаться на плаву, пришлось выкупить французский автомобильный завод Ballot и переключиться на выпуск более дешевой версии Н6. Параллельно с этим Биркигт разрабатывает новое чудо - модель "Испано-Сюиза 68". Ее кузов благодаря изысканному дизайну стал слишком тяжелым для старого двигателя, и на новую машину устанавливают модифицированный 9,4-литровый V12 мощностью 220 л. с., а впоследствии появляется даже еще более мощная модификация. Но "Испано-Сюиза 68" отличалась высоким потреблением топлива, не очень уверенно чувствовала себя в уличном транспортном потоке и стоила свыше четверти миллиона франков, так что в итоге Биркигт продал лишь немногим больше сотни экземпляров этой модели.
|
Автомобиль ''Испано-Сюиза 68'' |
Вслед за экономическим кризисом надвигалась новая война. Заводы "Испано-Сюизы" все больше внимания уделяли производству оборонной продукции, особенно знаменитых авиамоторов, которые, в частности, поставлялись и в СССР. С 1938 года производство автомобилей на заводах этой фирмы полностью прекратилось. После Второй мировой войны "Испано-Сюиза" предприняла попытку возвращения на мировой авторынок, представив в Женеве прототип переднеприводного автомобиля с новым двигателем V8, однако дальше демонстрации дело не продвинулось. В разоренной войной Европе некому было покупать претенциозные машины, к тому же шестидесятивосьмилетний Марк Биркигт уже не хотел конкурировать с более молодыми соперниками и предпочел уединиться в своей вилле на берегу Женевского озера, где и умер 15 марта 1953 года.
Испанское отделение фирмы до 1944 года продолжало выпускать автомобили, для которых было характерно сочетание традиционных испано-сюизовских технических новинок с отнюдь не выдающимся внешним видом. Затем его поглотила группа компаний ENASA. Французские заводы "Испано-Сюизы" объединились с фирмой Bugatti и были переориентированы на участие в аэрокосмической программе Франции. Так практически незаметно исчезла со страниц истории марка автомобиля, три десятилетия являвшаяся легендой.