Главная > Иномарки > Иномарки
 

Футурогрузовики: монстры на дорогах


Автогусеница
Что мы себе представляем, произнося слово "грузовик"? Автомобиль больших размеров, с фурой, способный перевозить тонны разнообразного груза. Кто-то откопает в своей памяти грубоватый и квадратный "Камаз", у кого-то хватит фантазии на более эстетичную модель с округленными углами кабины. Но что же увидят наши глаза через несколько лет или через полвека? Какие железные монстры заполонят дороги в будущем? В этом вопросе нам и предстоит сейчас разобраться.

Естественно, что прогресс - штука не однозначная, он способен озадачить любого, даже самого гениального конструктора. Разработчики автомобилей не торопят время, осторожничают, боясь не угодить массовому потребителю. Поэтому многие новшества мы почти всегда получаем порционно - сначала, например, в деталях внутреннего или внешнего дизайна, потом в виде каких-нибудь удобных электронных устройств вроде системы навигации или слегка компьютеризированной системы управления. Но все же без конкретной разведки боем дело не обходится. Концепт-кары и есть те самые лазутчики из будущего, предназначенные для изучения реакции потенциальных потребителей. Чтобы представить картину грузовиков будущего более детально, необходимо рассмотреть, что же предлагают разработчики уже сегодня.

Volvo BeeVan
Начнем, пожалуй, с фирмы Volvo, которая продемонстрировала на выставке 2007 года в Детройте свой концептуальный грузовик BeeVan. Что же в нем необычного? Можно сказать, что ничего, кроме дизайна, навеянного мечтами о будущем и, наверное, мультфильмом "Тачки": лобовое стекло у BeeVan напоминает огромный стакан. Учитывая, что модель BeeVan была создана в рамках конкурса Michelin Design Challenge, неудивительно, что, помимо внешнего облика, Volvo не представила в этом авто никаких особенных новшеств. Пожалуй, с некоторой натяжкой можно назвать новинкой систему охлаждения этого концепта: поток воздуха проходит через пару радиаторов, расположенных в основании передних стоек, и выводится через специальные отверстия в крыше кабины. Но эта деталь, скажем честно, вполне может быть реализована и на современных грузовиках, так что для футурологии эта система охлаждения вряд ли представляет особый интерес. За дизайн шведским разработчикам ставим зачет. Но на одном внешнем виде, к сожалению, далеко не уедешь.

Fiat Ducato Truckster
Давайте теперь оценим идеи завода Fiat, который в 2006 году похвастался концептом грузовика из семейства Ducato - Ducato Truckster. Эта модель была создана совместно с Bosch SpA, Behr GmbH, SEWS CABIND SpA (Sumitomo Group) и Denso Thermal System SpA. И что мы видим? Спортивные черты в исполнении дизайна кабины и, в принципе, все. Снова разработчики делают упор на внешний вид.

MAN TG-X
Фирма MAN пошла иным путем, нежели предыдущие любители поэкспериментировать с дизайном. Их концепт-трак MAN TG-X не бахвалится футурологической внешностью, но радует кое-какими внутренними новинками. Например, подвеска заднего моста имеет форму икса, что позволяет обойтись без стабилизатора поперечной устойчивости. Вот только эта разработка пригодится скорее в настоящем или в недалеком будущем, да и лавры за нее нужно отдать вовсе не инженерам компании MAN, а фирме-разработчику - ZF. Что еще есть в MAN TG-X? Односкатные задние колеса с шинами шириной около пятидесяти сантиметров (вовсе и не новшество, в Европе такие шины выпускаются серийно). Система динамической стабилизации ESP, адаптивный круиз-контроль ACC с двумя радарами, кондиционер, который работает при выключенном двигателе, телекамера слежения за разметкой дороги, система телематики, которая объединяет GSM и GPRS. Сложно назвать эту модель концептуальной. Скорее всего, это разработка из серии "полный фарш", в качестве которой может выступать любой современный автомобиль, если его оснастить по полной программе. Окно в будущее это не откроет, но стоимость подымет до космического уровня. Вот стоимость MAN TG-X, который существует в единственном экземпляре, и исчисляется миллионами марок.

Mercedes-Benz Actros SpaceMax
Полтора года назад компания Mercedes-Benz создала очередной концепт грузовика под названием Actros SpaceMax. В дизайне отсутствуют какие-либо претензии на футуризм, но кабина все равно выглядит довольно красиво в сочетании хрома и нержавеющей стали с деталями, покрытыми белой металлизированной краской. Основной упор разработчики сделали на внутреннее пространство кабины, дабы водитель-дальнобойщик чувствовал себя комфортно и не особенно грустил вдали от родного дома. Например, встроенная в панель кровать раскладывается с помощью электрогидравлической системы. Если лечь на мягкий матрас шириной 80 сантиметров, можно помечтать на сон грядущий о космических пространствах, глядя на звездное небо сквозь большую съемную крышу. Весьма эстетичный на вид салон отделан светлой кожей и ореховым деревом. Уют, свет и мелкие радости - не под таким ли девизом создавался SpaceMax? Подобно модели от MAN, этот концепт от германских разработчиков претендует на демонстрацию грузовика завтрашнего дня - без амбициозного замаха на сколько-нибудь отдаленное будущее.

Renault Radiance
А вот некоторые разработки компании Renault смогли немного приблизиться к образу модели грузовика будущего. Грузовик 2004 года Radiance называли "блистательным концептом", "королем дорог XXI века". За что же награждают подобными эпитетами? Этот автомобиль, по замыслу разработчиков, представляет собой эталон безопасности, комфорта и дизайна будущего. Начнем с дизайна, который занимает в этой новинке центральное место. Внешность и интерьер салона данного автомобиля будут актуальны на протяжении десяти лет - это точно. Но, кроме удовлетворения эстетических потребностей, у наружного дизайна этого концепта имеется и еще одно предназначение: благодаря высоким аэродинамическим характеристикам кузова достигается некоторая экономия топлива. Кресло в салоне расположено так, чтобы водитель имел максимальный угол обзора. А вот новинка, за которой, несомненно, будущее, - отсутствие зеркал заднего вида, которые заменены видеокамерами; изображение транслируется на цветной монитор, расположенный на панели управления. Но снова перед нами открывается старая картина - новинка направлена на удовлетворение потребностей настоящего. Кроме видеонаблюдения и необычного дизайна, каких-то особенных футуристических свойств мы здесь не обнаруживаем.

Mitsubishi Fuso
Грузовое отделение фирмы Mitsubishi представляло как-то грузовик Mitsubishi Fuso, внешность которого вызывает ассоциации с каким-то обитателем морских глубин. Кроме стереоскопической системы обнаружения пешеходов, способной подавать при необходимости сигнал тревоги, этой модели больше нечем похвастаться. Но все же, как нам кажется, свои баллы Fuso отработал. Подобная система, пусть на данной модели она и сыровата (рабочая дистанция всего несколько метров), вполне имеет право на существование даже в довольно отдаленном будущем.

Какие еще новинки есть у грузового автопрома? Джойстик вместо руля (не очень удобно, хотя кому как); система автоматического торможения, которая срабатывает при появлении препятствия перед грузовиком; компьютерный экран вместо приборного щитка, на котором по мере необходимости появляются изображения тех или иных приборов; гибридные и электрические силовые установки или же моторы, работающие на альтернативном топливе, например на водороде или природном газе. Но все это, увы, не тянет на футурогрузовик, образ которого мы пытаемся найти в современных разработках.

Конечно, приоритетным для всех автомобильных компаний считается создание предложения, отвечающего спросу на современном рынке. Если говорить конкретнее, то производители занимаются усовершенствованием имеющихся достижений и разработкой инноваций, которые позволят повысить безопасность, эргономику и экономичность транспортного средства. Сейчас в мире активно пропагандируется (да что там пропагандируется - насаждается!) поддержание чистоты окружающей среды. Это имеет свои плюсы не только для экологии и здоровья человека. Жесткие законодательные рамки заставляют автомобильные компании разрабатывать двигатели, которые будут использовать не бензин, а более дешевое и более чистое по отношению к окружающей среде топливо.

Но вернемся к теме футурологии и грузовых автомобилей. Попытаемся понять, какие грузовики предстанут нашим глазам в ближайшем будущем. Если учесть тенденции мировой автопромышленности, то можно сделать вывод, что через десяток лет на дорогах окажутся все те же грузовики. Да, они станут внешне красивее. Да, салон и управление будут удобнее, а поездки безопаснее. Но кроме усовершенствованных версий того, что уже есть, а также ряда мелких новинок, мы ничего не получим. Никакой революции в грузовой автопромышленности не произойдет. Впрочем, какие-то попытки совершить эту революцию делаются. Например, в Великобритании ведутся разработки нового грузовика, который сможет передвигаться не только по дорожному полотну, но и по рельсам. Для этого при помощи электрической или гидравлической системы будут опускаться железнодорожные колеса. Однако развитие этой идеи на практике не совсем целесообразно, ведь ради того, чтобы грузовики перебегали с асфальта на рельсы и обратно, придется переделывать всю инфраструктуру.

Грузовик будущего
Ну а теперь давайте представим, что у нас в руках пульт времени, и перемотаем кадры на сто лет вперед. Что видно? Конечно, нафантазировать можно многое. Но если попробовать мыслить реально? Каким предстает перед нашим внутренним взором этот монстр дальних дорог будущего, который - вовсе не с ревом, а с едва слышным шелестом - перевозит грузы из города в город, из страны в страну?

Начнем с внешнего облика. Футуристический дизайн представить несложно, тем более что он присутствует во многих современных концептах. Наверняка изменятся осветительные приборы; возможно, они станут светодиодными. Еще один спорный момент: не исключено, что отпадет необходимость в лобовом стекле, хотя это и не означает его отсутствия в будущем. Колеса останутся: их вряд ли заменят воздушные подушки или какие-нибудь шары, дающие возможность автомобилю двигаться в любом направлении без разворотов. Иными словами, внешность грузовика не должна измениться до неузнаваемости.

Салон грузовика будущего
Заглянем в салон... О! Вот здесь изменения налицо. Взгляд сразу приковывает панель управления, место которой скорее в космическом корабле из какого-то фантастического романа. Стрелки спидометра или тахометра, может, и останутся, как дань традиции, но их, скорее всего, заменят цифровые аналоги. Появление на панели центрального сенсорного монитора управления неизбежно. Именно через этот дисплей водитель будет общаться с автомобилем. Кресла станут более удобными и умными, способными принимать и запоминать форму тела человека. Руль останется, несмотря на то что некоторые разработчики будут предлагать альтернативу в виде джойстика или клавиш управления.

Вмешательство водителя в процесс управления станет минимальным. Благодаря развитой системе навигации грузовой автомобиль сам предпримет путешествие из точки А в точку Б, нужно будет только указать ему маршрут при помощи дисплея управления. Это не сказка: как мы видели на примере грузовиков-концептов, производители прикладывают все больше усилий для того, чтобы сделать машину умнее. Автомобиль будущего будет нашпигован различными датчиками: температуры, дождя, дорожной разметки, распознавания движимых и недвижимых объектов, дистанции и т. п.

Наконец, отпадет необходимость в лобовом стекле как в главном элементе подачи информации извне. Эту роль примут на себя дисплеи переднего, заднего и боковых обзоров, информацию на которые будут подавать видеокамеры. Водителю останется только включить какой-нибудь фильм и поудобней расположиться в биокресле или на диванчике. Вмешиваться в управление во время движения практически не придется.

Бортовой компьютер грузовика будущего
Воссозданный нами грузовик будет существовать не в единственном экземпляре, это тенденция всей отрасли автомобильной промышленности, включая и легковые авто. Отчасти эта мечта бездельника уже реализована на рельсовом транспорте. Например, в Казани был открыт метрополитен с электропоездом, который нуждается в машинисте только как в системе мониторинга. Состав сам отправляется со станции, останавливается на следующей, открывает-закрывает двери и снова трогается с места, объявляя об остановках и отправлениях. Так что по дорогам будущего будут двигаться с единой высокой скоростью и в одном ряду колонны больших и красивых грузовиков, которые смогут понимать действия не только друг друга, но и других объектов, встречающихся на их пути. Маневрирование для таких машин также не будет представлять сложности - иначе на что нужны различные датчики и обрабатывающие их показания компьютеры, спрятанные в недрах панелей управления? В случае появления препятствия на дороге автомобиль сам выберет оптимальное решение - возможно, объедет, предварительно включив "поворотники", а может, притормозит или же остановится, поставив об этом в известность водителя и предложив ему несколько вариантов решения проблемы (к примеру, остановиться, объехать или перейти на ручной режим управления).

Что же там под капотом у такого интеллектуала? Однозначно, не мотор, поглощающий результаты нефтепереработки. Будущее, скорее всего, за электричеством или водородом. Но и это при условии, что не найдутся более удобные, а в случае с водородом - более безопасные источники энергии.

Тему нашего обсуждения разработчики автомобилей понимают прекрасно. Несомненно, у них в рукавах припрятаны какие-то козыри. Они ведут различные исследования, создают прототипы, и эта деятельность порой, как и в любой высокотехнологичной отрасли производства, окутана завесой тайны. Но мы с вами слегка приоткрыли завесу будущего и теперь хотя бы приблизительно представляем, на каком транспорте будут передвигаться наши внуки.



материал подготовил: Марсель Хуснуллин

Спец предложения






Смотрите также:




Форум


Автогороскоп

©2007 Все права защищены КарСеллер

Rambler's Top100 показано количество просмотров и посетителей за 24 часа