Главная > Автоистория > Автоистория
 

Серебряная тень


Rolls-Royce Silver Shadow
В кризисе марки Rolls-Royce, продолжавшемся добрых 30 лет и приведшем в итоге к потере независимости, многие винят модель 1965 года Silver Shadow. Между тем машина замышлялась как толчок к процветанию компании. Это был радикальный шаг вперед по сравнению с основной моделью конца пятидесятых-начала шестидесятых Silver Cloud. К тому моменту всем было очевидно, что Rolls-Royce отстал от времени, а "лучшие автомобили в мире" не имеют права быть морально и технически устаревшими. Поскольку в традициях элитарных английских марок было принято подолгу выпускать каждую модель с постепенным доведением ее до совершенства, Rolls-Royce должен был не только соответствовать текущим стандартам, но и задавать новые, чтобы иметь несколько лет преимущества перед производителями автомобильного "ширпотреба". Задача упрощалась благодаря тому, что в 63-м "Мерседес" выпустил свой "шестисотый" (W100), и британцы теперь ясно представляли, какого серьезного противника надо превзойти.

Наверное, в истории Rolls-Royce это был самый большой шаг вперед в техническом плане. Silver Shadow впервые в истории фирмы получил несущий кузов и полностью независимую подвеску всех колес, смонтированную на отдельных подрамниках. Это была знаменитая "ситроеновская" гидропневматическая подвеска с контролем уровня как в продольном направлении, так и отдельно по осям. Ради достижения уникального ездового комфорта британцы потратили изрядную сумму на покупку лицензии. В 1969 году в целях некоторого удешевления и упрощения конструкции от контроля уровня в передней подвеске откажутся, так как опыт эксплуатации показал, что этот узел, по сути, задействуется лишь для задней оси. Под огромным капотом скрывался привычный со времен Silver Cloud "кадиллаковский" V8 объемом 6226 куб. см и оценочной (по традиции фирма указывала ее как "достаточную") мощностью 172 л. с. Весьма приличные 182 км/ч максимальной скорости ставили чопорный лимузин практически в один ряд со спортивными седанами производства Jaguar. Чтобы остановить двухтонную громадину, несущуюся на такой скорости, на все колеса пришлось ставить дисковые тормоза с двухконтурным гидравлическим приводом (также лицензия Citroen). Выходит, что по сумме показателей Silver Shadow "Мерседесу", как минимум, не уступал. Но вот превосходил ли?

Rolls-Royce Silver Shadow
Rolls-Royce Silver Shadow


Да, в соответствии с веяниями времени автомобиль стал более скоростным и маневренным, но вместе с тем из облика Silver Shadow исчезла та "роллс-ройсовская" величественность, характерная для предыдущих моделей и ставившая машины из Крю на ступень выше любых потенциальных конкурентов. Давние почитатели марки открыто называли новую модель всего лишь тенью (по-английски - shadow) прежних "Роллсов", но, с другой стороны, более демократичный Silver Shadow нашел своего клиента в среде элиты промышленной буржуазии. Нашлось место для "Серебряной тени" и в гараже большого любителя классных авто Л. И. Брежнева. В общем, продажи росли.

Bentley T: найдите 10 отличий
Bentley T: найдите 10 отличий
Расширялся и модельный ряд. Во-первых, как и любая другая модель Rolls-Royce, начиная с 30-х годов Silver Shadow имел двойника под маркой Bentley, названного Bentley T. Список отличий между "Роллсом" и "Бентли" исчерпывался фигуркой Spirit of Ecstasy на капоте и едва заметными нюансами в настройке подвески. И если предыдущие модели Bentley получали скоростные "купейные" версии, то мотор T не подвергался дополнительной форсировке даже на заказ. Видимо, маркой Bentley решили пожертвовать и перетянуть часть ее клиентуры к "Роллс-Ройсу". Зато впервые в истории Rolls-Royce было налажено серийное производство купе. Существовало две версии, разработанные разными кузовными ателье: хорошо знакомый нам вариант от Mulliner Park Ward и куда более редкий - от James Young. Сначала машина называлась Silver Shadow FHC (fixed head coupe), а с 71-го была переименована в Corniche (название шоссе во французской Ривьере). Версия с открытым кузовом дебютировала в 1967-м.

В 1970 году мотор был расточен до 6750 куб. см и выдавал уже 189 сил. У Corniche инженеры Rolls-Royce заменили распредвал и выпускную систему, в результате подкапотный "табун" достиг величины в 200 "голов". Те же цифры составили и максимальную скорость купе (у кабриолета в силу худшей аэродинамики и большей массы "потолок" был немного ниже). Тогда же четырехдиапазонная АКПП уступила место более простому трехдиапазонному автомату, потому как к тому времени государственная компания Rolls-Royce очутилась на грани банкротства. И Silver Shadow не имел к этому никакого отношения, просто Британия уже тогда погружалась в бездну тотального кризиса, совместившего в себе политическую нестабильность с крахом традиционной колониальной экономики. Правительство вынуждено было пойти на приватизацию автомобильного отделения компании, оставив за собой лишь аэрокосмическое, которое до сих пор имеет стратегическое значение.

Купе Rolls-Royce Corniche
Купе Rolls-Royce Corniche


В 73-м кризис стал общемировым, но верные многолетней практике постоянной эволюции англичане все равно нашли силы предложить новый вариант Silver Shadow. Как известно, 60-70-е годы были, помимо всего прочего, временем плодотворного сотрудничества английских автостроителей с итальянскими кузовными ателье. Особенно много для автопрома Туманного Альбиона сделали Pininfarina, Michelotti и Zagato. Именно дизайнеры Pininfarina в середине 70-х предложили свое видение большого "роллс-ройсовского" купе. Это был прощальный аккорд многолетнего англо-итальянского сотрудничества. В дальнейшем островные автомобилестроители буду обходиться собственными силами при проектировании кузовов. Дешевле, знаете ли. Но вернемся к купе. В 75-м в серию был запущен Rolls-Royce Camargue (назван в честь национального парка во Франции) - огромное купе, выполненное в находившемся на пике моды итальянском плоскостном стиле. Сейчас Camargue выглядит странновато, но тогда, видимо, его стиль был востребован, неслучайно он простоял на конвейере до 1986 года. Кроме нового кузова Camargue не мог похвастаться заметными обновлениями. А поскольку машина стала даже больше и массивнее прообраза, то в динамике Camargue уступал "стандартному" купе Corniche. Стоит также отметить, что в приведении к ценам 2005 года Camargue до сих пор остается самым дорогим произведением Rolls-Royce ($550 604).

Camargue: самый дорогой Rolls-Royce
Camargue: самый дорогой Rolls-Royce


В 1977 году был выпущен Rolls-Royce Silver Shadow II. Модернизация оказалась достаточно глубокой, теперь применялся рулевой механизм типа "шестерня-рейка", были изменены настройки передней подвески. Как результат - существенно улучшилась управляемость. Вдобавок в соответствии с новыми требованиями безопасности хромированные бамперы уступили место легкосплавным с резиновыми амортизаторами. Во "втором поколении" собственное имя получила длиннобазная версия. Теперь она звалась Silver Wraith II. Эту версию легко узнать по обитой винилом крыше. Часть Silver Wraith II комплектовалась перегородкой (с электроприводом) между водителем и салоном. Машины с перегородкой ценятся коллекционерами больше всего.

Rolls-Royce Silver Wraith II
Rolls-Royce Silver Wraith II
В 80-м на смену седанам пришла новая модель Silver Spirit. Купе Corniche продержалось в производственной программе на 2 года дольше. Camargue, как уже отмечалось, дотянул до 86-го, а вот кабриолету Corniche была уготовлена роль истинного долгожителя. Почти не меняясь внешне, машина выпускалась до 96-го года, претерпев ровно одно существенное изменение в конструкции: сменилась система питания двигателя (с двух карбюраторов на электронный впрыск), что дважды поднимало мощность - в 89-м до 218 л. с. и до 248 сил в 94-м. С Corniche также связан "ограниченный ренессанс" Bentley. Продаваясь под этой маркой, с 84-го года купе и кабриолет назвались Continental и, помимо базового атмосферного силового агрегата, могли оснащаться компрессорным мощностью от 315 до 426 л. с. в зависимости от года выпуска.

Для Rolls-Royce модель Silver Shadow стала знаковым явлением, определившим облик машин этой марки на 40 с лишним лет (что-то от него осталось и в современном "Фантоме"), но для марки Bentley, принадлежавшей до недавнего времени Rolls-Royce и копировавшей его кузова, это был первый шаг к тому предынфарктному состоянию, в котором она оказалась в конце 80-х. Такая вот диалектика.



Ссылки по теме



материал подготовил: Евгений Демин

Спец предложения






Смотрите также:




Форум


Автогороскоп

©2007 Все права защищены КарСеллер

Rambler's Top100 показано количество просмотров и посетителей за 24 часа