Что тебе снится, спящий водитель?
По дорогам всего мира днем и ночью несутся тысячи автомобилей. Водители по нескольку часов напряженно вглядываются в участок трассы, выхваченный фарами из темноты. Борясь с дремотой, шофер растирает лицо ладонями, включает музыку, опускает боковое стекло... И тем не менее все большее количество катастроф происходит по вине сонных водителей. Усталый водитель на дороге представляет реальную опасность - у него замедлены реакции, он принимает неадекватные решения в сложных ситуациях, иногда даже дремлет на ходу. А уж если водитель совсем уснул и находится в полной отключке на скорости в сто километров в час...
Так что же происходит на самом деле с засыпающим водителем?
"36 часов за рулем пролетели незаметно: вечером забрал пассажиров - за ночь довез до места, утром загрузил товар в машину - и в сильнейший буран целый день ехал назад - по закрытой трассе, в обход пикетов - надо домой! Всего-то тысяча километров! К ночи довез пассажиров, они забрали свои сумки из багажника, распрощались, и с чувством выполненного долга я поехал домой. До города оставалось каких-то 20-25 километров. Я включил музыку погромче, расслабленно вздохнул - работа сделана. На спидометре - 100 км/ч. К часу ночи буран утих, легкие змейки поземки пересекали черную трассу - хорошая зимняя ночь... И вот уже я подъезжаю к городу, въезжаю на мост, вижу огни...
...И вдруг - удар, полет, еще удар! Просыпаюсь и - темнота, только слышно, как работает мотор моей влипшей в сугроб машины в пяти метрах от обочины дороги, в чистом поле. Повезло, что на ровном месте слетел с трассы, - живой остался!"
Так или примерно так может описать свой опыт засыпания за рулем, наверное, каждый второй (из оставшихся в живых!) водитель.
Во всем мире автомобильные концерны, дорожные службы, фирмы по производству электроники всерьез озабочены решением проблемы засыпания за рулем. Вождение в сонном состоянии является причиной четырех процентов всех аварий со смертельным исходом на территории Соединенных Штатов, что составляет около 1500 смертей ежегодно. Служба безопасности шоссейных перевозок США сообщает, что 55% смертельных аварий в стране происходит в результате ненамеренного выезда автомобилей за разметку по причине невнимательности, дремоты и иных факторов. По данным опроса, проведенного Американским национальным фондом по проблемам сна (National Sleeping Foundation), около половины взрослых водителей - 51% из 100 миллионов - водили автомобиль в сонном состоянии.
Израильская полиция тщетно пытается найти технологию, способную разбудить дремлющего водителя. По информации
News.co.il, автомобилисты, засыпая за рулем, сбивают заслоны, а иногда и самих служащих.
В Германии усталость за рулем рассматривается как центральная транспортная проблема. Общий союз немецкой экономики страхования провел исследование двухсот ДТП со смертельным исходом. Выводы потрясают самых циничных скептиков: 24% таких аварий произошли по вине спящих водителей. А 14% аварий случились из-за пониженного внимания, обусловленного опять-таки предсонным состоянием и усталостью! Ситуация на дорогах настолько серьезна, что автопроизводители обращаются с настоятельной просьбой к разработчикам противосонных систем предложить, наконец, действительно эффективное средство против спящего водителя.
 |
|
В Британском королевстве тоже есть повод для тревоги. Агентство YouGoy опросило более чем две тысячи водителей, из которых 42% признались, что хотя бы раз засыпали за рулем. Более 50% из них сообщили, что это могло стать причиной аварии. 43% почувствовали при этом, что автомобиль "поплыл", 4% непроизвольно увеличили скорость, 3% попросту не заметили другую машину. А 2% водителей, заснув, вообще убрали ногу с педали, из них половина съехали на обочину и половина заехали на тротуар.
Характеристику типичных условий, предшествующих ДТП, связанных с сонливостью, приводит Американская администрация безопасности движения.
Время дня
Как известно, внутренние биологические часы дают нам сигналы ко сну дважды в день: ночью и после полудня. В эти два периода у людей появляется сонливость вне зависимости от того, получили они достаточное количество сна или нет. Согласно статистике, существует два периода, когда происходят несчастные случаи, связанные с полусонным состоянием. Большинство происшествий такого плана приходится на период с 12 часов ночи до 8 часов утра и от 1 до 3 часов дня.
Водитель без пассажиров
В одном из исследований было показано, что 82% аварий, связанных с засыпанием или сонливостью, случились с водителями, которые ехали без пассажиров. Одинокому водителю не с кем общаться, и никто не поддерживает его внимание на должном уровне. Обычно пассажир в состоянии заметить, когда водитель начинает засыпать.
Отсутствие действий по предотвращению аварии
Поскольку сонливый или уснувший человек может на мгновение закрыть глаза, обычным признаком дорожных происшествий, связанных с сонливостью, является то, что водитель не делает попытки избежать аварии! Из-за этого высокий процент аварий в состоянии сонливости заканчиваются летальным исходом. Такому водителю, в отличие от бдительного, сложнее совершить правильное действие во избежание аварии. Это, как правило, подтверждается отсутствием следов торможения или свидетельств очевидцев о включении тормозных огней.
Что же рекомендует мировая практика?
Отдыхать вовремя! Специалисты рекомендуют водителям останавливаться по меньшей мере каждые два часа, чтобы немного поспать или выпить чашку кофе.
Быть бдительными! Заснувших и засыпающих водителей можно вычислить заранее. Признак первый известен каждому: машина виляет из стороны в сторону. Признак второй: машина идет прямо, но скорость периодически меняется, то есть водитель то сильнее, то слабее жмет на педаль газа. Не подъезжайте к таким водителям близко и тем более не пытайтесь их обогнать. Держа дистанцию, несколько раз помигайте фарами или воспользуйтесь звуковым сигналом.
Помнить правило пятнадцатикилометровой зоны: после дальней поездки километров за 15 до дома (у кого-то раньше, у кого-то позже - плюс-минус
5 км) мы успокаиваемся, снижаем внимание. Так вот, именно сейчас ни в коем случае нельзя расслабляться, а наоборот, выйти из машины, размяться, умыться - и продолжить путь!