Главная > Путешествия > Путешествия
 

Тонкости автомобильных путешествий по Абхазии
Ехать в отпуск именно в Абхазию вместо привычного Крыма нас подвигло вполне незначительное обстоятельство - свежекупленный автомобиль был оформлен по "генералке", и переоформить его мы никак не успевали. Зная, как украинская таможня относится к машинам "по доверенности", мы отказались от путешествия в незалежную державу и стали присматриваться к более гостеприимным берегам того же моря. Русский берег - всякие Сочи, Адлеры и Туапсе - не устроил своим невыносимым многолюдством. На пляже не то что лечь негде, там и стоять-то приходится на одной ноге... В общем, тихий и пустынный берег Абхазии был признан наилучшим выбором, и путешествие началось. Забегая вперед, скажу - мы не пожалели о своем решении, и Крым навеки потерял четырех туристов.

Автомобиль - карбюраторная "Нива" 1.7, экипаж - четыре человека, из которых, увы, только один водитель. "Нива", конечно, машина не слишком трассовая. Крейсерская скорость 100-110 км/ч, а учитывая маленький багажник и трех пассажиров женского пола, пришлось громоздить сумки на крышу, что тоже не пошло ей на пользу. У "Нивы" и так аэродинамика летящего плашмя мусорного бака, а тут еще такая надстройка... В общем, 13-14 литров на сотню. Немало, а что поделаешь - какой-никакой, а внедорожник.

Тот, кому доводилось проехать по российским дорогам более тысячи километров, поймет, почему подробно описывать дорогу до Ростова нет смысла. Они у нас почти все такие. Приличная четырехрядка периодически сжимается до размеров козьей тропы, на которой продавлены грузовиками глубокие колеи в асфальте. Все дорожные впечатления - широченная корма издыхающей на подъеме фуры с многообещающей табличкой Long vehicle и сплошная линия до горизонта. Вой мотора на рискованных обгонах сменяется натужным пыхтением в бесконечной колонне грузовиков. Увы, вереница мигрирующих комбайнов (по ощущениям - штук сто) попалась именно на узком участке дороги и добавила часа полтора мучительного проползания и резких обгонов. Поэтому Ростов проехали часов в пять вечера и стали на ночлег в прикормленном в прошлые годы мотеле возле станицы Кущевской (километров на 70 южнее Ростова). Четырехместный номер там до сих пор стоит 800 руб, есть горячий душ и нормальный туалет. И холодное пиво.

На следующий день стартовали в пять утра, чтобы успеть доехать засветло: петлять в темноте по горным серпантинам совершенно не улыбалось. Все нормальные люди едут в Абхазию через Краснодар и Джубгу, но мы враги прямых путей. Поэтому решили двинуть через Шаумянский перевал - то есть за Березанской ушли налево, на Усть-Лабинск и далее через Белореченск, Апшеронск и Хадыженск прямо на Туапсе. Дорога эта исключительно для сильных духом, поскольку перевал лишен твердого покрытия и представляет собой каменистую грунтовку, по которой летают местные внуки Гастелло на пикирующих КамАЗах. Но зато - красивейшая природа. Горы, ущелья и крутые серпантины. Водитель крутит баранкой как заведенный, а пассажиров укачивает. Но и бонус стоящий: шикарный вид с перевала.

Шаумянский перевал - площадка на вершине


Что дальше? Туапсе - Сочи - Адлер. Тот же серпантин, хотя менее крутой и с приличным покрытием. По карте между Туапсе и Сочи ничтожное расстояние, но километраж реальный наматывается - боже мой! И все то в гору, то с горы... Напрягают пыхтящие фуры, которые на узком серпантине со сплошной линией невозможно обогнать часами. Нарушать сплошную не советую, даже если обзор нормальный: бдят там за этим строго, и гайцы чуть ли не под каждым кустом.

Сочи приветствует вас!


Дорога до границы заняла у нас 10 часов. Очередь на таможне - 15 минут, но... Как только перед нами, наконец, открылся шлагбаум и таможенник сделал приглашающий жест рукой, я выжал сцепление, и вилка сцепления переломилась! И вот стою я как дурак, а передачу включить не могу. Таможенник помог оттолкать машину к обочине, я залез под нее, убедился в причине поломки, а что толку - без вилки не уедешь, а менять ее на дороге не то чтобы невозможно, но, во-первых, ее надо иметь в наличии, а, во-вторых, без ямы или подъемника это номер для Дэвида Копперфилда. Алчный таксист оттащил нас на веревке в ближайший сервис за 300 руб. (полкилометра!), а там очень милый седой абхаз, имени которого я, к стыду своему, не запомнил, поменял нам вилку за 15 минут и 200 рублей. Большое ему спасибо!

О дорожном движении и прочих автомобильных аспектах Абхазии

За десять дней, проведенных в Абхазии, мы намотали по дорогам этой небольшой страны около 500 км. Базируясь в Эшере (кстати, рекомендую), совершали культурологические вылазки к достопримечательностям Афона, Рицы, Сухума и еще много куда. Да, "Нива", конечно, по трассе летит, как утюг с горы, зато в самой Абхазии внедорожник - чистая радость. Любые косогоры, сыпухи и прочие каменные тропы - без проблем! Блокировку даже ни разу не включал, только нижний ряд пару раз.

Заброшенный санаторий возле Эшеры


Итак, мои водительские впечатления.

  • Абхазия - страна коров. Эти животные довлеют в дорожном движении страны, произвольно занимая собой проезжую часть и индифферентно относясь к вашим попыткам их объехать. Выбравшая траекторию перехода дороги корова не изменит своего пути ни на сантиметр из-за такой мелочи, как автомобиль, как бы вы ни надрывались, сигналя. Почему-то эти животные выбирают для дневного сна не густые тенистые заросли местной флоры, а нагретый солнцем асфальт шоссе. Причины этого поведения оставим ветпсихиатрам (если таковые существуют), а водителям рекомендую не разгоняться перед закрытыми поворотами, даже если дорога хорошая: с высокой вероятностью за этим поворотом вас ожидает разлегшаяся посреди шоссе рогатая туша.

    Крупный рогатый скот!


    Особое удовольствие - путешествующие по горным серпантинам стада. Они занимают все полотно и без того неширокой дороги и представляют собой смешанные группы коров, быков, телят, волов, коз, лошадей и одного-двух пастухов. Пастухи так же отморожены, как и их подопечные, и на ваши попытки протолкаться сквозь стадо смотрят с доброй улыбкой, но никак не реагируют. Впрочем, вру - однажды пастух заметил, что мы фотографируем из окна автомобиля этот разгул домашней фауны, и развил бурную деятельность, пытаясь развернуть мордой к фотографу наиболее фотогеничного, с его точки зрения, быка. Учитывая, что мы были на красной машине, его маневры не понравились ни нам, ни быку. Местные маршрутчики попросту подталкивают наиболее наглых коров бампером, но я не рискнул последовать их примеру, опасаясь за сохранность машины.

    Коровы, коровы, коровы...


    Впрочем, надо сказать, что коровы совершенно неагрессивны и попыток покуситься на нашу колесную собственность даже при близком контакте отмечено не было. Другое дело - лошади. Нас предупреждали, что в отличие от коровы лошадь вполне может врезать по машине копытом. Так что их мы объезжали особенно тщательно. Кстати, по утверждениям местных жителей, большинство бродящих по дорогам лошадей вообще ничьи - живут себе дикой жизнью, питаются, чем могут, и бродят сами по себе. Так что если захотите присвоить лошадку-другую - вперед.


  • No pasaran!


  • Состояние дорог местные жители называют ужасным - но они не жили в Воронеже и не ездили из Курска в Белгород. В общем и целом все дороги проезжабельны, а мы, будучи на внедорожнике, вообще ни о чем не волновались. Конечно, местами есть ямы, некоторые довольно глубокие, но малое количество автомобилей позволяет маневрировать свободно и легко объезжать препятствия. Основная абхазская трасса ремонтируется интенсивно, кладут свежий асфальт, особенно вблизи Гагры. Тем не менее я часто радовался, что приехал на "Ниве" - она позволяла нам пробираться в малодоступные, но очень красивые места, например на пляж заброшенного санатория, к древнему мосту за Сухумом и т. д. "Нива" - лучшая машина для поездки в Абхазию!


  • Беслетский мост. "Нива" проедет везде!


  • Дорожное движение несколько беспорядочно, и некоторые правила толкуются очень вольно, например приоритеты, сплошная линия и движение по полосам. Тем не менее никто не пытается взять на таран специально, хотя к некоторым особенностям требуется привыкать - например, обозначая намерение повернуть на главную дорогу, местный водитель непременно высунет на нее полкорпуса, заняв иной раз целую полосу. Также, пересекая второстепенную дорогу, стоит убедиться, что едущие по ней водители знают о ее второстепенности. Знаков "Главная дорога" практически нигде нет, и, по уверениям местного водителя, если нет знака "Уступи дорогу", то автоматически считается, что ты едешь по главной. Однако я на всякий случай оглядывался. Среди местных автомобилей преобладают УАЗы с открытым верхом, бывшая "гордость джигита" - "бэлий Волга" (ныне пребывающие в запущенном состоянии) и удивительно много разного возраста "Мерседесов", видимо занявших статусную нишу той самой "Волги". Ну и, конечно, маршрутки типа "РАФ", которые ездят... ну, как "Газели" по Москве, в общем.


  • ГИБДД Абхазии существует и функционирует. Большинство стационарных постов мертвы и заколочены, но засады в кустах случаются не реже, чем в России. Иной раз даже с радаром. За время пребывания в Абхазии мы были остановлены раз пять с целью проверки документов - особое внимание обращают на наличие временной регистрации автомобиля, которую надо сделать в месте проживания, то есть в нашем случае - в Сухуме. За 10 дней нам это обошлось в 90 рублей, процесс занял около 5 минут.

    Никаких специальных придирок и попыток развода отмечено не было, более того, в большинстве случаев, убедившись, что едут отдыхающие, сразу желают счастливого пути и отпускают.


  • Горная дорога к озеру Рица


  • Попыток взлома, угона машины и прочего криминала также замечено не было, хотя оставляли машину подолгу на улицах Сухума. Впрочем, элементарные предосторожности нужны всегда - не оставляйте в машине на виду ценных вещей типа фотоаппаратов и мобильников. Но это верно для любого города мира. Большую часть времени машина стояла во дворе домика, где мы жили, и, уходя на море, мы ее закрывали. Вот и все меры предосторожности


  • Еще два слова про бензин. Он в Абхазии есть, но... Короче, надо знать места. В большинстве случаев его продают наливом в канистры из бензовозов. Почему-то преимущественно 95-й, по цене 18,50 за литр. Мы руководствовались рекомендацией местного жителя и не промахнулись - бензин горел себе в цилиндрах, как и всякий другой, не давая повода для жалоб, несмотря на подозрительный метод розлива. В общей сложности наш автомобиль благополучно переварил 60 литров местного бензина и не обиделся. Однако говорят, что на многих точках топливо разбавляют прямогонкой и газолином, так что будьте бдительны: поломать кольца детонацией в паре тысяч километров от дома - удовольствие ниже среднего. Если не собираетесь много ездить, лучше запаситесь топливом в России.


В общем и целом отдых прошел спокойно, а машина добавила массу возможностей для туризма. Так что ехать на машине в Абхазию можно и нужно!



Ссылки по теме



материал подготовил: Павел Иевлев

Спец предложения






Смотрите также:




Форум


Автогороскоп

©2007 Все права защищены КарСеллер

Rambler's Top100 показано количество просмотров и посетителей за 24 часа