Еще раз о зимнем вождении
В феврале компания "БМВ" любезно пригласила журналистов ознакомиться с методами обучения на своих зимних курсах. Занятия проходили на горнолыжном курорте Зольден в Австрии. Помимо подъемников и лыжных трасс там имеются несколько полигонов для обучения экстремальной езде по снегу и льду и весьма запоминающиеся участки горной дороги на высоте двух с половиной километров и выше, покрытые толстым слоем снега поверх тонкого слоя льда. Лучше для обучения не придумаешь.
|
|
Разумеется, все началось с теории. Тут, конечно, нужно сделать поправку на то, что курс обучения рассчитан вовсе не на автомобильных журналистов, которые даже если чего по теме не знают, то ни за что не признаются. Курс рассчитан на самые широкие слои населения, куда входят и пенсионеры, и модные блондинки с собачками, и офисные работники, для которых езда по любому снегу уже является экстремальной. Поэтому первые полчаса мы честно слушали советы о том, что нельзя садиться за руль в горнолыжных ботинках и, прежде чем ехать, с лобового стекла желательно соскрести снег и лед, потому что через них ничего не видно. Дальше пошли советы более дельные, хотя и знакомые: следить, чтобы в автомобиле всегда был не только запас бензина, но и омывающей жидкости, не ездить на резине старше пяти-шести лет, так как она свои свойства теряет, и др.
|
|
А затем нас начали учить правильно крутить руль. С одной стороны, конечно, смешно. Особенно тем, кто этот руль крутит уже лет двадцать. С другой стороны, на полигоне потом становится очень смешно инструктору, когда матерый водитель с двадцатой попытки не может повернуть руль так, как надо. Вполне логично: каждый ведь делает так, как привык. И если сразу привык что-то делать неправильно, переучиваться потом очень сложно. В этом плане человеку с небольшим стажем вождения освоить технику правильного вращения рулем в экстремальной дорожной ситуации намного проще, чем опытному водителю. С другой стороны, опытный водитель машину чувствует лучше и даже при неправильной хватке может вытащить ее из крутого заноса. Но лучше, конечно, когда есть и опыт, и правильные привычки.
Вот здесь как раз инструктор Юрген Хорст объясняет, как правильно крутить руль:
Выработка этих привычек началась на следующий день на полигоне. Сначала учились на
BMW 330i с ручными и автоматическими КПП на снежном поле, раскатанном на поворотах до льда. Немецкие инструкторы объясняли, что нужно делать, потом демонстрировали это на практике, а после этого давали возможность попробовать несколько раз. При этом инструктор никогда не сидел с вами рядом в машине. И хотя некоторые рекомендации регулярно поступали по рации через громкую связь, ощущение самостоятельности не пропадало. Сами знаете, как отличается езда с инструктором от езды без него: ощущения совершенно другие. И, по-моему, именно вождение без инструктора, но под его отеческим наблюдением позволяет освоить новые навыки гораздо быстрее.
|
|
По большому счету, когда вы уже знаете, как и чему должны научиться, инструктор не нужен. Теперь самое главное – максимально сосредоточиться на автомобиле и на дороге, чтобы точно прочувствовать для себя, как этот автомобиль и на каком участке дороги реагирует на ваши попытки им управлять. Очень важно запомнить, какие действия к чему приводят, и запомнить даже не головой, а ногами, руками и всем своим телом. "Когда автомобиль начинает нести вот так, нужно ногой сделать так, а руль повернуть так, но не так резко, а плавнее, а потом сразу бросить назад" и т. д. Мышечная память, одним словом. При этом очень важно не отвлекаться. Грамотному прохождению сложных участков может помешать и разговор с пассажиром, и радио, так что учиться все это проделывать лучше всего в тишине.
|
|
Первое, что нам наглядно продемонстрировали, – это тормозной путь. И правильно сделали. Даже у опытного водителя часто бывают весьма смутные представления о том, сколько его автомобиль проедет в случае экстренного торможения. Правда, узнав, сколько он на самом деле проедет, в город вообще выезжать бесполезно. Ведь если соблюдать такую дистанцию до впереди идущей машины, все будут влезать перед вами до тех пор, пока дистанция не сократится до минимума. Именно поэтому в городах зимой столько аварий, в которых одна задняя машина собирает вместе еще пять машин, ехавших впереди. Но на пустынной зимней дороге за городом можно вполне подобрать себе безопасную скорость, которая позволит не вылететь с трассы на крутом повороте и успеть объехать вышедшего из леса лося.
Очень рекомендую найти безопасную пустую площадку и проверить на ней тормозной путь вашего автомобиля. Начните со скорости
30 км/ч – и вас уже испугают эти несколько лишних метров. А на скорости
80-100 км/ч эти метры будут уже измеряться десятками. Правда, в текстовом виде это все равно вас не впечатлит, так что непременно проверьте на практике. И на той же площадке можно осваивать навыки поворотов на заснеженной и обледенелой дороге, управление заносом, вход и выход из него. И не обязательно только зимой – летом на мокром асфальте можно получить не менее головокружительные впечатления.
Как и в обычной школе, на курсах зимнего вождения "БМВ" сначала учили простым вещам, а затем усложняли задачу. То есть в начале нужно было просто научиться объезжать конус. Потом делать это быстрее. Потом делать это в заносе. А потом конусов становилось все больше и больше, а трасса и задания усложнялись. В принципе можете устроить себе такое же развлечение на той же площадке – нужно только где-то купить все эти конусы и узнать у профессионалов, как правильно их расставлять. Узнать можно на одно-двухдневных курсах, а закреплять навыки уже самостоятельно.
Отдельным пунктом обучения шел полицейский разворот. Немцы не считают, что этим навыком должны владеть только копы, бандиты и каскадеры. Зато они точно знают, что, если на крутом подъеме ваша машина отказывается ехать вперед, а вместо этого упорно ползет назад, единственным способом спасти ситуацию может стать именно такой разворот. Это когда при движении задом вы резко поворачиваете машину на 180 градусов, используя куда более узкий участок дороги, чем при обычном развороте. Говорят, очень полезно.
Вот здесь Юрген подробно объясняет, как это сделать.
Нужно поставить колеса прямо и убедиться, что машина ровно стоит на дороге. Затем разогнаться задом до
40 км/ч, выжать сцепление и резко повернуть руль. А когда машина развернется, врубить вторую передачу, отпустить сцепление и дать газ. Вроде ничего сложного, но получилось не сразу. Очень важно разгоняться задом порезче, чтобы получить нужный импульс. И, конечно, на машине с автоматической коробкой это сделать сложнее: переключить автомат с задней передачи на нейтраль не сложно, но у многих моделей включить снова "драйв" можно лишь при отпущенном газе. Лично я все время про это забывал, но в конце концов все-таки получилось.
Дальше пошли занятия по вождению в управляемом заносе.
Есть известное правило: попав в занос, ни в коем случае не давить на тормоз. На заднеприводном автомобиле нужно отпустить газ, а на переднеприводном, наоборот, газу прибавить. Руль при этом нужно крутить в сторону заноса на любом типе автомобилей - все это неплохая теория, но на практике управление газом, рулем и тормозом имеет бесконечное множество сочетаний. И здесь мы опять возвращаемся к тому, что самое главное – это научиться чувствовать автомобиль и заранее знать, как и на что он отреагирует. Иначе можно запросто вылететь с трассы, как этот красный автомобиль.
|
|
Есть и еще одно любопытное правило, которому нас научили в школе вождения "БМВ". Оказывается, смотреть нужно не туда, куда едешь, а туда, куда хочешь попасть. В обычных дорожных условиях эти понятия совпадают. Но на скользком крутом повороте машину может понести совсем не туда, куда вам бы хотелось. И вот в этой ситуации очень важно смотреть не туда, куда ее несет, хотя именно это вас в данный момент интересует в первую очередь. Но смотреть все-таки нужно туда, куда изначально вы должны были ехать, а не на неуклонно приближающееся к вам дерево или край кювета. И вот тогда мозг выдаст вашим конечностям совершенно другие импульсы и вы, скорее всего, попадете не в кювет, а именно туда, куда и хотели. Если, конечно, вы не слишком разогнались перед этим и ситуация в принципе поправима.
Честно говоря, пройдя большую часть курса вождения на легковой
BMW 330i, я совсем не был уверен, что эти навыки как-то помогут при вождении моего древнего джипа. Оказалось, я ошибался. И хотя привод и управление у моей машины совсем другие (у нее даже руль справа), оказалось, что на скользкой дороге я чувствую себя гораздо увереннее. Убедиться в этом мне помогли добрые столичные водители, словно специально вылетающие на безумных скоростях из боковых проездов или перестраивающиеся через четыре ряда без мигалки. Конечно, в Москве такое случается каждый день, но теперь уворачиваться от этих кретинов стало получаться гораздо лучше и с меньшей угрозой для остальных машин.
Надо будет, конечно, еще отдельно попрактиковаться. Осталось только найти большую площадку, где нет машин, людей и препятствий в радиусе километра.