Сигнализации и провокации
Мы уже говорили о неэффективности большинства сигнализаций в плане защиты от угона. Однако и сигнализация может сослужить добрую службу в деле борьбы с воровством из салона автомобиля.
Зачастую приходится слышать завывающие в любое время суток автосигнализации. При этом не обязательно виноваты датчики, в том числе датчик ударов. Он может быть нормально настроен владельцем автомобиля и действительно срабатывать только на удар по кузову, а не на все подряд, включая проезжающие автомобили и захлопывающиеся форточки в квартирах ближайших домов. Эти срабатывания могут быть вызваны злоумышленниками, пытающимися заставить владельца поверить в то, что сигнализация забарахлила, и в конечном итоге вынудить его на время отключить сигнализацию. Таких способов гораздо больше, чем может показаться. Начиная от простого пинания лежа "вдупель пьяным" под автомобилем и заканчивая стрельбой из пневматики по колесам.
|
|
Цель такого воздействия - заставить владельца, замученного совестью или возмущенными соседями, снять автомобиль с охраны или дождаться автоматического отключения охраны, если сигнализация оснащена системой защиты от ложных срабатываний. Такие системы есть практически у всех современных сигнализаций. Они имеют некоторые нюансы, о которых и пойдет речь.
Оба описанных ниже алгоритма являются программируемыми. Многие охранные системы, обладающие довольно развитыми схемами контроля срабатываний, не предусматривают возможности их отключения и перевода системы в "обычный" режим, когда любое число активаций триггера вызывает тревогу. Это не дает владельцу возможности выбора и снижает уровень охраны там, где "живет" автомобиль: во дворе, на даче - на участке или в гараже. Погода бывает тихой и не очень, движение вокруг оживленным и нет, требования могут быть разными.
Часть сигнализаций, в которых программируемый контроль срабатываний отсутствует, хотя бы ограничивает общее число тревог от одного триггера. Это куда ни шло и, по крайней мере, соответствует пресловутому ГОСТу. Но продаются и такие, которые вообще не ограничивают число циклов тревоги ни по одному триггеру. Прежде чем покупать любую сигнализацию, следует убедиться, что она ограничивает число и длительность тревог по датчикам и концевикам. Иначе неизбежно будут проблемы.
Дальше, мы все-таки говорим о попытке устранения именно ложных срабатываний. Провокации уже "проехали". Истинные "ложные" срабатывания, как правило, довольно регулярны и многократны, но их причины "работают" не круглые сутки, а периодами - в грозу, час пик и т. п. Хорошая система защиты учитывает это, включая в себя таймер срабатываний. И включает тогда, когда определенное число тревог происходит за определенное время, а не за весь период охраны. Очень неплохо, когда имеется "подстраховка" - срабатывание другого триггера вызывает возврат в охрану и способность "генерить" тревогу временно отключенного датчика.
В некоторых сигнализациях система защиты от ложных срабатываний контролирует число срабатываний данного триггера не только до его отключения, но и в период отключенного состояния. То есть сигналы с данного входа тревогу не вызывают, но регистрируются. Если определенное их число (1-3) поступило за определенное время, система воспринимает это как продолжение воздействия ложного раздражителя и продлевает действие периода отключения, перезапуская таймер.
Не имея программируемой системы контроля срабатываний, установщик или владелец ради спокойной жизни вынужден "укручивать" датчик так, что он сработает разве что от удара другим автомобилем. А это снижает уровень охраны.
Не имея программируемой системы контроля срабатываний, автовладелец, оставляя машину на пару недель, рискует, в случае длительного воздействия ложных раздражителей, обнаружить по возвращении "высаженный" аккумулятор и тем самым оставить систему охраны и сигнализации без питания - а это уже серьезно.
Поскольку затронута тема провокаций срабатываний злоумышленниками, напомним основные правила поведения, касающиеся этого хитроумного способа нейтрализации сигнализации - автоматического, частичного или руками самого владельца, отключающего охрану. Известны случаи успешного применения имитации "ложных" срабатываний не только во дворах и на улицах, но и на охраняемых стоянках. Рекомендации эти имеют общий характер - не зависят от наличия и включения функции защиты от ложных срабатываний.
- Паркуя машину около дома, выбирайте не наиболее освещенное, а наиболее просматриваемое из вашего окна место. И всеми правдами и неправдами сохраняйте его за собой. Если этого не удается, никогда не пользуйтесь для отключения тревоги брелоком из окна.
- При установке сигнализации требуйте, чтобы во время тревоги мигали не только "поворотники" или "габариты", но и внутрисалонное освещение. На слабо освещенной парковке потолочный плафон лучше освещает пространство рядом с машиной.
- При повторяющихся срабатываниях ни в коем случае не отключайте режим охраны, даже если машина хорошо видна. После провоцирующего воздействия злоумышленник может спрятаться не только за машину, но и под нее. Так что размещение машины под фонарем и прямо под окнами целиком проблему не решит: вы не увидите вора, просто выглянув из окна.
- Никогда не оставляйте без внимания хотя бы два срабатывания за короткое время.
- Не ограничивайтесь беглым осмотром машины из окна. Лучше имитировать такую "беглость", продемонстрировав окончание осмотра, но продолжить наблюдение, уже не "светясь".
- Наконец, ни при каких посягательствах на машину не выскакивайте не то что из подъезда - из квартиры очертя голову, да еще с ключами-брелоками. Иначе нарветесь на "провокацию" покруче. Подобных случаев достаточно много, а эти - те самые, когда просто необходимо учиться на чужих ошибках. Потому что на своих может получиться слишком болезненно.
- Следите за состоянием датчиков и концевиков и проверяйте их работоспособность хотя бы раз в неделю. Это, в конце концов, безопасность ваша и вашего движимого имущества. Если нет времени или желания их настраивать-чинить - всегда знайте хотя бы их "характер".
Выводы - Современная автосигнализация должна иметь систему функций, обеспечивающих возможно более рациональный контроль и устранение ложных тревог, то есть тех, которые не вызваны намеренным воздействием.
- Эта система функций должна иметь:
- программируемый характер;
- возможность отключения неоднократно срабатывающих триггеров, причем на определенный временной период;
- возможность возврата отключенной зоны в охрану при срабатывании другой зоны в период отключенного состояния;
- возможность возврата отключенной зоны в охрану при отсутствии определенного числа сигналов от этой же зоны в период "отключенного" состояния;
- возможность индикации происходящего автоматического отключения зоны при снятии с охраны.
- Объектом системы защиты от ложных срабатываний могут быть как минимум одна зона одного датчика, как максимум - все зоны всех датчиков раздельно, все зоны концевиков раздельно.
- К "ложным" тревогам не должны быть отнесены включения зажигания.
Рекомендации
Если приобретение сигнализации еще только предстоит, выбирайте такую, у которой, как минимум, есть возможность охранять машину, не реагируя звуком на срабатывания датчиков ударов и движения.
Неплохо бы - с интеллектуальным режимом охраны, подразумевающим действенные способы защиты от ложных срабатываний.
Еще лучше - с передачей тревожного сигнала о срабатывании зон охраны на пейджер.
Оптимально - отдельный пейджер, работающий независимо от сигнализации.
Ну а если есть желание и средства позволяют, то наилучшим решением станет установка одного или нескольких видеоглазков и получение с их помощью изображения происходящего в салоне автомобиля и за его пределами на экран компьютера или на мобильный телефон. При этом все картинки будут храниться на персональном сайте вашего автомобиля. И вы сможете посмотреть не только кто, что именно и в какое время делал с вашим любимцем, но даже посмотреть, кто сидит в машине кроме водителя, и многое другое.