Главная > Практикум > Практикум
 

Для долгой жизни автомата
Для гидромеханических трансмиссий обслуживание фактически сводится к проверке уровня масла, а после пробега 50-60 тыс. км - к замене масла и его фильтра. Операция эта несложная, доступная любому автолюбителю, но забывать о ней отнюдь не следует. При эксплуатации в тяжелых (читай - российских) условиях межсервисный интервал целесообразно сократить - масло менять через каждые 30 тыс. км, фильтр вместе с маслом - через 60 тыс. км пробега. Если в механические КПП иной раз заливают масло на весь срок службы и долива оно требует только в случае утечки, то рабочая жидкость автоматов со временем теряет свои свойства и пренебрегать своевременной заменой опасно! Первый признак низкого уровня - хорошо слышимый гул гидротрансформатора, который начинает работать с существенной пробуксовкой. Низкий уровень рабочей жидкости - смертельная для автомата вещь, поскольку вся его работа зависит от давления масла, а пробуксовка к тому же вызывает перегрев.

Перелив масла в автомате также нежелателен. В отличие от каши, которую маслом не испортишь, автомату лишнего не надо. Хотя последствия перелива наступают не так скоро, но зато коробка ведет себя весьма коварно. Дело в том, что в большинстве АКПП свободный объем над уровнем масла невелик. При нагреве масло сильно расширяется, что приводит к поднятию его уровня. При езде в тяжелых условиях (городская пробка, бездорожье, быстрая езда, жаркая погода или неисправная система охлаждения двигателя) жидкость доходит до вращающихся частей, вспенивается и в лучшем случае выбрасывается через сапун, а в худшем - засасывается насосом, снижая давление в системе и приводя к пробуксовке фрикционов. Если машину сразу не остановить и не дать остыть коробке, то последняя в конце концов сгорит. Коварство же состоит в том, что владелец может и не подозревать о переливе, пока не настанет та самая экстремальная ситуация.

АКПП - сложное устройство


Уровень масла в автомате проверяют с помощью щупа-масломера, однако и у этой простой операции есть свои тонкости. Уровень масла сильно меняется в зависимости от температуры, поэтому на щупе чаще всего несколько меток. Кроме понятных любому автолюбителю отметок min и max, щуп может иметь, например, "горячую" и "холодную" стороны или метки hot и cold - уровень, когда коробка прогрета или не прогрета. Чтобы точно определить уровень масла, автомат прогревают в ходе пробега не менее 10 км, после чего устанавливают автомобиль на горизонтальную поверхность, а проверку проводят при работающем на холостых оборотах двигателе.

Жидкость в автоматической коробке должна быть прозрачной, почти без запаха и иметь, как правило, красный цвет. Если, вынув масломер, владелец обнаружит, что жидкость помутнела, потемнела и отдает горелым, то масло немедленно заменяют вместе с фильтром.

Масло в гидромеханических коробках служит не только (даже не столько) смазкой, но и рабочим телом, которое испытывает высокие силовые нагрузки и большие температурные перепады. Лишь специальные продукты способны в таких условиях эффективно выполнять свои функции. Жидкости для автоматических КПП принято обозначать ATF (Automatic Transmission Fluid). Попытка залить в автомат вместо ATF что-нибудь другое обязательно заканчивается поломкой коробки передач. В то же время масло для автоматических трансмиссий отлично служит в обычных коробках передач.

Универсальное масло для автоматических трансмиссий - Dextron. Современное масло обозначается Dextron III. Его можно смешивать с маслами предыдущих марок (Dextron II, IID и IIE). Оно имеет более стабильную вязкость и более мощные присадки, улучшающие работу коробки. Иногда производитель автомобиля настойчиво рекомендует заливать в АКПП только свое фирменное масло. Обычно в этом есть немалая доля лукавства, но лучше в этом случае все же не рисковать - поскольку можно, как минимум, лишиться гарантии.

Некоторые производители требуют использования только фирменного масла


К сожалению, единой классификации ATF не существует, а производятся эти жидкости в разных странах многими компаниями. В начале 80-х годов "Дженерал моторс" зарегистрировала торговую марку Dextron, "Форд", в свою очередь, изложил технические требования к ATF в спецификации Mercon. Однако изготавливают ATF не автомобилестроители, а нефтеперерабатывающие компании. В результате каждый сорт ATF удовлетворяет спецификациям разных автопроизводителей, что обязательно должно быть отмечено на этикетке ATF.

Продольный разрез автоматической коробки передач Audi A8:
1 - межколесный дифференциал; 2 - насосное колесо; 3 - турбинное колесо; 4 - гидротрансформатор; 5 - реактор; 6 - левая передняя полуось; 7 - маслоприемник с фильтром; 8 - блок управляющих клапанов; 9 - раздаточная коробка; 10 - фланец ведомого вала; 11 - межосевой дифференциал


При первых признаках неисправности - а к ним отнесем сильные рывки при переключении, невключение какой-либо передачи, течи масла, свечение или мигание аварийного индикатора (если такой имеется) - следует немедленно обратиться на специализированный автосервис. Если механическая КПП редко выходит из строя сразу вся, позволяя некоторое время ездить с выпадающими передачами, то движение на неисправном автомате наверняка приведет к тому, что его придется попросту выкинуть. АКПП - сложное устройство, и на коленке ее не починишь. Практически любое неквалифицированное вмешательство закончится плачевно. Тем не менее устранение некоторых неисправностей по силам любому мало-мальски подкованному автолюбителю. Это касается, например, устранения отдельных течей, замены трубопроводов или случаев, когда АКПП начала время от времени самопроизвольно переключаться из экономичного режима работы в спортивный и наоборот (возможно, дело не в коробке, а в нарушении контактов в переключателе).

Конструкция АКПП


Не исключено, что неполадка вообще находится вне коробки передач. Компания Sachs рекомендует простой тест проверки работоспособности гидротрансформатора. Включите любую передачу и, удерживая автомобиль на тормозе, кратковременно дайте двигателю полный газ. Если тахометр покажет, что обороты двигателя ниже как минимум на 1000 об/мин, чем указано в технической характеристике, то, скорее всего, вышла из строя блокировка реактора и гидротрансформатор подлежит замене. Если разница небольшая, то неисправность следует искать в двигателе, а когда показания тахометра превышают установленные, нужно проверить уровень масла в АКПП и давление в ее масляном насосе.

А теперь несколько экстремальных секретов. Одна из главных опасностей - буксировка неисправного автомобиля. Бытует мнение, что с автоматом подобное действие недопустимо. Верно, но лишь отчасти. Действительно, в отличие от ручной КПП, в которой при внешнем воздействии крутятся впустую лишь несколько шестерен, в автоматической коробке, в силу ее конструкции, "неправильная" энергия расходуется по полной программе. Отсюда перегрев и выход из строя. Однако американские механики считают, что миль 15 (около 25 километров) на скорости до 35 миль/ч (56 км/ч) АКПП буксируемого автомобиля с приводом на одну ось сдюжит без особых проблем. Дальше либо перекур на часок-другой до полного остывания агрегата, либо радикальные меры. Кстати, полноприводники на буксире таскать не рекомендуется. Помните, что при крайней необходимости буксировать автомобиль на дальние расстояния можно, но следует залить в коробку передач дополнительно два-три литра масла, чтобы все детали буквально купались в нем. Не забудьте потом его слить!

Если ваш автомобиль с приводом на заднюю ось, считайте, что вам крупно повезло: достаточно снять карданный вал. Не хотите возиться? Тогда ищите машину техпомощи, на которую можно будет загрузиться хотя бы частично. Эвакуатор, закидывающий неисправный автомобиль себе "за спину", - лучший, но не самый доступный и дешевый вариант. Проще найти машину с "лапой" или прицепной тележкой. Оба приспособления позволяют загрузить на себя только одну ось, но этого в большинстве случаев и достаточно. Переднеприводной автомобиль цепляем за передок, заднеприводной - задом наперед. Так же размещаем и джип, если у него отключаемый передний привод. (Не забудем отключить!)

Особый вид буксировки - запуск мотора "с толкача". Вопреки всеобщему убеждению такое возможно и с автоматом. Хотя без действительно крайней нужды лучше не экспериментировать. Разогнав машину километров до 50 в час на нейтрали, надо включить "драйв". Но учтите - на пользу это коробке точно не пойдет, и вообще - за последствия мы не отвечаем.

И последнее: при появлении шумов, вибрации, жестких толчков при переключении передач, затянутых переключений и так далее немедленно обратитесь в специализированные центры по ремонту автоматических коробок передач, особенно при наличии в вашем автомобиле электронно-управляемой трансмиссии. Своевременная диагностика предотвратит значительные затраты на ремонт.

Если соблюдать все эти требования, то вы сможете долго наслаждаться комфортом, который присущ этому эпохальному изобретению - автоматической коробке передач.



материал подготовил: Павел Иевлев

Спец предложения






Смотрите также:




Форум


Автогороскоп

©2007 Все права защищены КарСеллер

Rambler's Top100 показано количество просмотров и посетителей за 24 часа