Парадоксы тюнинга
|
Тюнинг нерационален. Нерационален со всех точек зрения – с финансовой, технической и даже, как ни странно, законодательной. Парадоксально? Однако – факт. Как поступит рациональный человек, желающий стать владельцем мощного спортивного автомобиля? Он просто пойдет в салон и купит себе такой автомобиль. Например, Mitsubishi Lancer Evolution. Однако апологет тюнинга не ищет легких путей – он приобретет стандартный Mitsubishi Lancer и, добавив аэродинамический обвес, увеличив мощность двигателя, изменив конструкцию подвески и тормозов, установив спортивные сидения и так далее, постепенно превратит его в некое подобие того же Evolution. Это нерационально финансово – затраты на переделку зачастую превышают разницу в цене между Lancer и Lancer Evolution. Это нерационально технически – как бы ни был продвинут тюнингатор, с инженерной командой Mitsubishi ему не сравниться и результат будет менее совершенен и сбалансирован, чем заводской Evolution. Это нерационально законодательно – в нашей стране запрещены изменения многих заводских узлов автомобиля без согласования с производителем. Так зачем же? Попробуем разобраться.
|
И хорошее можно улучшить |
Любой серийный автомобиль – это продукт компромисса. Компромисса в области дизайна – он должен понравиться максимальному количеству покупателей. Компромисса в области технической – двигатель должен иметь некую усредненную характеристику, чтобы развивать приемлемую скорость, соответствовать экологическим требованиям и не пугать потребителя расходом топлива. Компромисса в области ценообразования – необходимо соблюсти баланс между надежностью, оснащенностью и стоимостью. Такие компромиссы бывают более или менее удачны – что и определяет дальнейшую конвейерную судьбу модели. Однако сторонники тюнинга не склонны к компромиссам. Если нужна мощность – наплевать на экологию и расход топлива! Перепрошьем программу контроллера, заставляя форсунки выплевывать больше бензина, выкинем всевозможные затычки вроде катализатора и глушителя – пусть мотор дышит свободно, поставим распредвал с увеличенными кулачками – пусть клапана затягивают больше смеси... Так запускается неостановимый процесс тюнинга. Более мощный мотор рвет трансмиссию? Меняем ряды в коробке, ставим усиленные приводы! Тормоза не справляются с возросшей скоростью? Меняем барабаны на диски, диски – на вентилируемые диски большего диаметра, штатную гидравлику – на усиленную спортивную. Подвеска не справляется с кренами в поворотах? Для этого есть жесткие газовые стойки. Кузов трещит по швам от перегрузок? Вварим усилители! Автомобиль взлетает на запредельных скоростях? Антикрылья и спойлеры ему в помощь! Процесс тюнинга нельзя закончить, можно только прекратить... Однако тюнинг как явление намного шире настроек мотора-тормозов-трансмиссии. Для тюнингатора автомобиль – не роскошь и даже уже не средство передвижения, а прежде всего объект приложения творческой мысли. Чтобы понять его во всей полноте, стоит рассмотреть крайности.
|
Чем не НЛО? |
Первая крайность – это внешний тюнинг. Это модное веяние, выражающееся в максимальном изменении внешности стандартного автомобиля доступными средствами. Всякий может наблюдать это на улицах – красные брызговики, синие дворники, подсветка днища, антикрылья такого размера, что автомобиль можно запускать с обрыва в качестве планера... Ну и, конечно, бочкообразные глушители, которые в народе метко именуются "пердоток". Собственно, это некая неравноценная замена глушителя, которая отличается отсутствием внутренних перегородок и толстой, ОЧЕНЬ ТОЛСТОЙ, выхлопной трубой. То есть звук, собственно говоря, эта штука почти не глушит, зато толщиной и ревом намекает на то, что под капотом вот этой ржавой "девятки" стоит, как минимум, трехлитровый V8, которому ну никак не продохнуть через штатный выпуск.
|
Размер не имеет значения? |
Как всякая крайность, такой "тюнинг" – явление, скорее, комическое. Само собой, никакой технической целесообразности такие усовершенствования не несут. Пустая банка "прямотока" не увеличит мощности стандартного двигателя, а антикрыло только добавит аэродинамическое сопротивление, зато не заметить такую машину в потоке сложно – даже зажмурившись.
|
|
Противоположная крайность – это гоночные автомобили. Не те спорткары, которые предназначены для комфортного и быстрого передвижения по улицам, а именно спортивные снаряды, созданные для участия в соревнованиях по автокроссу, авторалли, кольцевым гонкам и так далее. Автоспорт – прародитель тюнинга и его главный полигон. Все эти "горбатые валы", "кованые шатуны", "облегченные поршни", "амортизаторы изменяемой жесткости", "металлошарниры", "керамическое сцепление" и прочие технические решения пришли в тюнинг из профессионального спорта и обкатывались на гоночных трассах. Тем не менее это тоже крайность, практически выходящая за пределы тюнинга, – такие автомобили не предназначены для движения по дорогам, в них все принесено в жертву двум идолам: скорости и управляемости. Эти жесткие, шумные, лишенные элементарных удобств машины – просто дорогой спортивный инвентарь вроде штанги или лыж.
|
Неужели правда – WRC? |
Собственно же тюнинг, в его классическом проявлении, лежит между двумя этими крайностями, склоняясь то к одному, то к другому полюсу в зависимости от личных предпочтений. Кому-то важен оригинальный внешний вид, и он заменяет стандартные бамперы-крылья-двери на неземного вида конструкции, превращая автомобиль в НЛО на колесах. Кому-то важнее салон и музыка, и он превращает машину в суперкомфортный концертный зал, устанавливая акустические системы высочайшего класса и затрачивая неимоверные усилия на звукоизоляцию. А кому-то важна скорость и только скорость, и его удел – шатуны, поршни, головки, чипы и прошивки контроллеров, и главное удовольствие – изумленные глаза других водителей, когда неказистая с виду "десятка" "рвет" на светофоре пафосный BMW. Обычно же истина лежит где-то посередине: разве можно не добавить немножко мощности такому красивому внешне автомобилю? Как же не украсить машинку с таким классным звуком? Как возможно не дополнить такой могучий мотор хорошим аэродинамическим обвесом кузова? Так получаются настоящие тюнингованные машины, в которых даже завод-производитель с трудом узнает свое детище. Так в чем же привлекательность тюнинга? Каждый решает это для себя сам. Однако есть два главнейших аспекта: полная и безусловная оригинальность – владелец тюнингованного автомобиля может быть на 100% уверен, что второй такой же машины на свете нет, и идеальная заточенность под конкретного владельца – каждый тюнингатор строит машину под себя. Если эти моменты для человека важнее затраченных денег, времени и усилий, то он никогда не станет ездить на "стоковом" (стандартном) авто. Его удел – тюнинг!