Главная > Тюнинг > Тюнинг
 

Парадоксы тюнинга


Тюнинг нерационален. Нерационален со всех точек зрения – с финансовой, технической и даже, как ни странно, законодательной. Парадоксально? Однако – факт. Как поступит рациональный человек, желающий стать владельцем мощного спортивного автомобиля? Он просто пойдет в салон и купит себе такой автомобиль. Например, Mitsubishi Lancer Evolution. Однако апологет тюнинга не ищет легких путей – он приобретет стандартный Mitsubishi Lancer и, добавив аэродинамический обвес, увеличив мощность двигателя, изменив конструкцию подвески и тормозов, установив спортивные сидения и так далее, постепенно превратит его в некое подобие того же Evolution. Это нерационально финансово – затраты на переделку зачастую превышают разницу в цене между Lancer и Lancer Evolution. Это нерационально технически – как бы ни был продвинут тюнингатор, с инженерной командой Mitsubishi ему не сравниться и результат будет менее совершенен и сбалансирован, чем заводской Evolution. Это нерационально законодательно – в нашей стране запрещены изменения многих заводских узлов автомобиля без согласования с производителем. Так зачем же? Попробуем разобраться.
И хорошее можно улучшить
Любой серийный автомобиль – это продукт компромисса. Компромисса в области дизайна – он должен понравиться максимальному количеству покупателей. Компромисса в области технической – двигатель должен иметь некую усредненную характеристику, чтобы развивать приемлемую скорость, соответствовать экологическим требованиям и не пугать потребителя расходом топлива. Компромисса в области ценообразования – необходимо соблюсти баланс между надежностью, оснащенностью и стоимостью. Такие компромиссы бывают более или менее удачны – что и определяет дальнейшую конвейерную судьбу модели. Однако сторонники тюнинга не склонны к компромиссам. Если нужна мощность – наплевать на экологию и расход топлива! Перепрошьем программу контроллера, заставляя форсунки выплевывать больше бензина, выкинем всевозможные затычки вроде катализатора и глушителя – пусть мотор дышит свободно, поставим распредвал с увеличенными кулачками – пусть клапана затягивают больше смеси... Так запускается неостановимый процесс тюнинга. Более мощный мотор рвет трансмиссию? Меняем ряды в коробке, ставим усиленные приводы! Тормоза не справляются с возросшей скоростью? Меняем барабаны на диски, диски – на вентилируемые диски большего диаметра, штатную гидравлику – на усиленную спортивную. Подвеска не справляется с кренами в поворотах? Для этого есть жесткие газовые стойки. Кузов трещит по швам от перегрузок? Вварим усилители! Автомобиль взлетает на запредельных скоростях? Антикрылья и спойлеры ему в помощь! Процесс тюнинга нельзя закончить, можно только прекратить... Однако тюнинг как явление намного шире настроек мотора-тормозов-трансмиссии. Для тюнингатора автомобиль – не роскошь и даже уже не средство передвижения, а прежде всего объект приложения творческой мысли. Чтобы понять его во всей полноте, стоит рассмотреть крайности.
Чем не НЛО?
Первая крайность – это внешний тюнинг. Это модное веяние, выражающееся в максимальном изменении внешности стандартного автомобиля доступными средствами. Всякий может наблюдать это на улицах – красные брызговики, синие дворники, подсветка днища, антикрылья такого размера, что автомобиль можно запускать с обрыва в качестве планера... Ну и, конечно, бочкообразные глушители, которые в народе метко именуются "пердоток". Собственно, это некая неравноценная замена глушителя, которая отличается отсутствием внутренних перегородок и толстой, ОЧЕНЬ ТОЛСТОЙ, выхлопной трубой. То есть звук, собственно говоря, эта штука почти не глушит, зато толщиной и ревом намекает на то, что под капотом вот этой ржавой "девятки" стоит, как минимум, трехлитровый V8, которому ну никак не продохнуть через штатный выпуск.
Размер не имеет значения?
Как всякая крайность, такой "тюнинг" – явление, скорее, комическое. Само собой, никакой технической целесообразности такие усовершенствования не несут. Пустая банка "прямотока" не увеличит мощности стандартного двигателя, а антикрыло только добавит аэродинамическое сопротивление, зато не заметить такую машину в потоке сложно – даже зажмурившись.
Противоположная крайность – это гоночные автомобили. Не те спорткары, которые предназначены для комфортного и быстрого передвижения по улицам, а именно спортивные снаряды, созданные для участия в соревнованиях по автокроссу, авторалли, кольцевым гонкам и так далее. Автоспорт – прародитель тюнинга и его главный полигон. Все эти "горбатые валы", "кованые шатуны", "облегченные поршни", "амортизаторы изменяемой жесткости", "металлошарниры", "керамическое сцепление" и прочие технические решения пришли в тюнинг из профессионального спорта и обкатывались на гоночных трассах. Тем не менее это тоже крайность, практически выходящая за пределы тюнинга, – такие автомобили не предназначены для движения по дорогам, в них все принесено в жертву двум идолам: скорости и управляемости. Эти жесткие, шумные, лишенные элементарных удобств машины – просто дорогой спортивный инвентарь вроде штанги или лыж.
Неужели правда – WRC?
Собственно же тюнинг, в его классическом проявлении, лежит между двумя этими крайностями, склоняясь то к одному, то к другому полюсу в зависимости от личных предпочтений. Кому-то важен оригинальный внешний вид, и он заменяет стандартные бамперы-крылья-двери на неземного вида конструкции, превращая автомобиль в НЛО на колесах. Кому-то важнее салон и музыка, и он превращает машину в суперкомфортный концертный зал, устанавливая акустические системы высочайшего класса и затрачивая неимоверные усилия на звукоизоляцию. А кому-то важна скорость и только скорость, и его удел – шатуны, поршни, головки, чипы и прошивки контроллеров, и главное удовольствие – изумленные глаза других водителей, когда неказистая с виду "десятка" "рвет" на светофоре пафосный BMW. Обычно же истина лежит где-то посередине: разве можно не добавить немножко мощности такому красивому внешне автомобилю? Как же не украсить машинку с таким классным звуком? Как возможно не дополнить такой могучий мотор хорошим аэродинамическим обвесом кузова? Так получаются настоящие тюнингованные машины, в которых даже завод-производитель с трудом узнает свое детище. Так в чем же привлекательность тюнинга? Каждый решает это для себя сам. Однако есть два главнейших аспекта: полная и безусловная оригинальность – владелец тюнингованного автомобиля может быть на 100% уверен, что второй такой же машины на свете нет, и идеальная заточенность под конкретного владельца – каждый тюнингатор строит машину под себя. Если эти моменты для человека важнее затраченных денег, времени и усилий, то он никогда не станет ездить на "стоковом" (стандартном) авто. Его удел – тюнинг!



Ссылки по теме



материал подготовил: Павел Иевлев

Спец предложения






Смотрите также:




Форум


Автогороскоп

©2007 Все права защищены КарСеллер

Rambler's Top100 показано количество просмотров и посетителей за 24 часа