Главная > Российские > Российские
 

"Шевроле" или "Нива"?
Автомобиль "Нива" уникален хотя бы тем, что является чуть ли не единственным изделием нашего автопрома, которое ни с чего не содрано, а честно сконструировано самостоятельно. Наши конструкторы, как двоечники на контрольной, вечно норовят что-нибудь срисовать у иностранцев, но здесь мы оказались неожиданно впереди планеты всей. Все ж таки - первый в мире паркетник был порожден заводом ВАЗ. Причем в силу особенностей национального менталитета этот паркетник запросто одолеет на бездорожье немало вполне себе "настоящих джыпов". И то сказать, паркетами у нас небогато, а грязи завсегда хватает...

Любопытно, что при разработке "Нивы" наши конструкторы пошли путем весьма оригинальным. Если большинство западных паркетников являются потомками настоящих внедорожников, постепенно деградирующих от проходимости к комфорту, то у нас все как всегда... в общем, наоборот. По сути своей "Нива" - это лифтованная полноприводная "копейка". То есть чисто легковой автомобиль, переделанный в этакий недовнедорожник. "Передовой советский колхозник" матерно ругал слабосильный тесный автомобиль и мечтал об УАЗе, но многочисленным городским дачникам машина вполне подошла. Впрочем, выбора не было - УАЗ населению не продавали, а до импорта было еще жить да жить. Быстро распробовали удобство "легкового джипа" и за Западе - немалое число "Нив" пошло на экспорт. И тут бы нам возгордиться своей мощной конструкторской мыслью и завалить весь прогнивший капиталистический мир советскими машинами, но...

"Нива" отличается завидной проходимостью


Все ж таки при всей выигрышности самой идеи техническое воплощение ее было как всегда. И без того невеликий ресурс жигулевских агрегатов при использовании на внедорожнике и вовсе сошел на нет - до сих пор ВАЗ официально объявляет ресурс "Нивы" в 90 000 километров пробега, что даже, право, смешно. Покатался три года и выкинул? Опять же в области комфорта "Нива", конечно, здорово выигрывает по сравнению с военным УАЗом, но не дотягивает даже до "Жигулей". Тесный задний диванчик, куда троих пассажиров можно затолкать только на выдохе, ничтожного размера багажник, в который тяжело поместить даже необходимый для дальней поездки запас запчастей, неудобное водительское место, где либо наклоняешься к рычагу КПП, либо подпираешь коленями руль... В общем, все по-нашему, по-русски. Ибо не пристало советскому человеку помышлять о суетном комфорте, а надлежало самоотверженно строить коммунизм. А пока он не построен - ничего, потерпим...

Нет, понятно, что в представлении конструкторов ВАЗа типичный россиянин - коротконогий длиннорукий карлик, но и ходовые качества "Нивы" тоже, увы, не блещут. Начать с того, что "шестерочный" двигатель, изначально установленный на эту машину и благополучно использовавшийся до рестайлинга в 1995 году, никак для внедорожника не подходил. Впрочем, и нивский мотор, его сменивший, хотя и прибавил пару рюмок в объеме, принципиально от него не отличается. Прежде всего, это легковой (читай - оборотистый) двигатель, то есть имеющий плохую тягу на низах. Поэтому, даже несмотря на пониженный ряд в раздатке, бездорожье на этой машине преодолевается как-то очень по-русски. Джиперы-триальщики даже называют эту манеру "нивский стиль" - когда водитель, выпучив глаза и вцепившись в руль, штурмует препятствие с разгону, надеясь, что инерция вынесет. А что делать? Проехать медленно и аккуратно у движка не хватает тяги. Ну и, конечно, родовая болезнь всей отечественной техники - двигатели попросту маломощные. Это какая-то общая, непонятная никому государственная стратегия - не делать мощных легковых моторов. Советскому человеку спешить некуда - в коммунизм все успеют. Но если "шестерка" на этом 1,6-литровом движке кое-как выдавала свои 130 с попутным ветром, то "Нива" имела крейсерскую скорость 90 км/ч. Тут, конечно, сказалась и аэродинамика, успешно конкурирующая с дровяным сараем, но в основном и без того невеликий табун "лошадей" вязнет в двух мостах и раздатке. Новый мотор в 1,7 литра увеличил скорость примерно до 110, впрыск добавил еще километров 10 в час, но даже карбюраторная "восьмерка" обходит "Ниву" на трассе, как стоячую...

В общем, потребительские качества старушки ВАЗ-2121 оставляли, как говорится, желать... И вот тут-то и появилась под фанфары вполне симпатичная и с виду как бы современная "Нива-Шевроле".

Интерьер "Шеви-Нивы" - без изысков, но выглядит прилично


К слову, хочется развенчать непонятно откуда взявшийся, но удивительно устойчивый миф, что "Шеви-Ниву" придумали американцы. Ну, вроде как пришли головастые инженеры из GM, посмотрели на "Ниву-2121" и давай из нее "шевролет" лепить... Так вот, ничего подобного не было. А был автомобиль ВАЗ-2123, сделанный ОПП ВАЗ. На эту машину американцы и прилепили свой пафосный крестик, чем и ограничились. Зато цена сразу взметнулась вверх и сейчас достигает местами 15 000 долларов, что почти вдвое дороже обычной "Нивы". Что же мы получаем за эти деньги?

Панель приборов "Шевроле"


Первое и главное - новый кузов. Если смотреть на него с достаточного отдаления, то он выглядит вполне современно и даже приятно. Вблизи, конечно, видны изрядные щели (зазорами это назвать язык не поворачивается) между кузовными панелями. Но для нашего автопрома это как бы уже не недостаток, а фирменный прием. Любой желающий может открыть альбом кузовных деталей ВАЗа и убедиться, что допуски на размеры проемов дверей и передних стекол у "классики" составляют +/-2 мм, у "зубила" - +/-5 мм и у "Нивы" - +/-6 мм. То есть чем дальше, тем кузова хуже. Вы только вдумайтесь: колебания размеров проема более сантиметра на ВАЗе считаются нормой! На "шевролете" с этим стали бороться, но результат все равно зависит от конкретного экземпляра. Зато имеются четыре двери и приличных размеров задний диван, не обрезанный по краям выступами колесных арок. Кузов новой "Нивы" стал длиннее на 160 мм, а колесная база увеличилась на 250 мм. Очевидно, на проходимости это сказалось не лучшим образом, но зато улучшилось поведение автомобиля на асфальте: повысилась курсовая устойчивость, пропало "козление". Машина получила полноценную пятиместность и даже вполне нормальный багажник. Впрочем, проблемы вместимости были решены еще на "крокодиле" ВАЗ-2131, который даже просторней будет...

ВАЗ-2131 по вместимости превосходит "Шеви", но дизайном не блещет


В новом кузове - новая светотехника. Вместо привычной двухнитевой галогенки применяются две однонитевые лампы для ближнего и дальнего света. Само собой, есть корректор фар. Это безусловный плюс - "копеечная" оптика старой "Нивы" светит куда хуже. Ну и наружные зеркала наконец-то стали соответствовать имиджу внедорожника и давать приличный обзор. Удобнее стала посадка водителя - регулируемый по высоте руль позволяет найти приемлемую позу, хотя к рычагу КПП все равно приходится нагибаться. Новая раздатка управляется одним рычагом, что делает алгоритм ее переключения неочевидным. Впрочем, этим рычагом большинство потребителей пользуются нечасто. В общем и целом - эргономика и внешний вид "Шеви-Нивы" хотя и небезупречны, но по сравнению со "старушкой 21-й" явно выигрывают.

Раздатка в "Шевроле" управляется одним рычагом, а ручка КПП по-прежнему далеко


Двигатель. Здесь не ждите чудес - это все тот же классический мотор 1,7, оснащенный впрыском. Тот же самый агрегат вы можете получить и на "Ладе 4х4" - впрыском сейчас комплектуются все модели. Двигатель сохранил в неприкосновенности все свои недостатки - малую мощность, слабую тягу на низах и неприлично малый ресурс. 100 000 километров пробега до капремонта - это по современным меркам никуда не годится. Есть модификации с мотором "Опель", но их цена уже превышает разумные границы, а "ходимость" трансмиссии сводит на нет преимущества.

Трансмиссия. Принципиальная схема осталась той же, но некоторые конструктивные изменения имеются. Для снижения уровня шума и вибронагруженности раздаточную коробку на новой машине отодвинули назад на 250 мм и снабдили третьей опорой. Зубья шестерен теперь нарезают с модулем 2,25 вместо прежнего 2,5, что тоже должно уменьшить издаваемые раздаткой шумы. Кроме того, для снижения вибраций от двигателя редуктор переднего моста отсоединили от мотора и установили на индивидуальных опорах. Есть ли результаты? Есть, но они настолько незначительны, что почувствовать эту разницу вряд ли удастся. Машина осталась такой же шумной, и трансмиссионный гул и вибрация преобладают. C февраля 2004 года "Автоваз" перешел на производство новой коробки. Раньше пакет шестерен на вторичном валу при сборке сжимался одной гайкой, что вызывало большую осевую нагрузку на детали вторичного вала. Сейчас используется стопорное кольцо между шестерней заднего хода и ступицей синхронизатора V-передачи. Таким образом, часть усилия воспринимает на себя стопорное кольцо, а другую часть - гайка. Введена пружинная шайба между шестерней заднего хода и ступицей синхронизатора V-передачи. Для посадки шестерен заднего хода и ступицы синхронизатора V-передачи вместо шпонки используются эвольвентные шлицы. Такие же выполнены и на фланце хвостовика вторичного вала - вместо прямобочных. По идее, новый агрегат должен быть менее шумным и более надежным, но на практике - как повезет. Четкость же переключения почему-то стала хуже.

"Шевроле" для тяжелого бездорожья потребует переделок


Есть и другие изменения.

Карданы. Если на 21-й от раздаточной коробки шли один длинный и один короткий карданы, то у "Шевроле" и вперед, и назад идут валы одинаковой длины.

Привод передних колес. Чтобы новая машина была маневреннее, конструкторы увеличили рабочий угол внешнего шарнира приводов. Поэтому их унификация со старыми односторонняя. Впрочем, радиус поворота "Шеви" все равно составляет 5,7 м против 5,5 м у 21-й - длина сказывается.

Подвеска. Первые опытные образцы ВАЗ-2123 были оснащены стойками McPherson и реечным рулевым механизмом. Говорят, машины демонстрировали неплохую управляемость, устойчивость и плавность хода. Но позже из соображений экономии решено было вернуться к старой схеме: червяк-ролик, поперечные передние рычаги, разнесенные пружины и амортизаторы. Правда, все узлы были подвергнуты модернизации. Во-первых, передаточное отношение рулевого механизма увеличено с 16,4 до 20,6. Крутить руль теперь немного легче, но чувствительность стала предельно низкой: от упора до упора руль делает почти 4,5 оборота. Впрочем, наличие гидроусилителя скрадывает этот недостаток. Во-вторых, верхние рычаги передней подвески немного укоротили, а нижние сделали чуть длиннее, в результате чего плечо обкатки приблизилось к нулю. Напомню, по сути, это плечо, через которое на рулевой механизм передаются силы от дороги. Если оно положительное, как на "Ниве-2121", руль при наезде на неровности норовит вырваться из рук. Если нулевое, как на "Шевроле", рывков на руле практически нет. Изменение положительно сказалось на управляемости и удобстве, но заставило использовать другую шаровую опору. Поэтому и здесь унификации нет.

У 21-й машины и ближайших родственников ширина была 1430 мм спереди и 1400 мм сзади, у 23-й стало 1450 мм и 1440 мм соответственно. Как видим, пошире спереди и заметно шире сзади, где пришлось удлинять балку заднего моста и полуоси. По-другому крепятся к задней балке и амортизаторы, так что говорить о взаимозаменяемости мостов обычной "Нивы" и "Шевроле" не приходится. Несколько менее жесткими стали задние пружины. Наконец, вместо 16-дюймовых колес применили стандартные для большинства внедорожников 15-дюймовые. Перечисленные меры должны были улучшить плавность хода и управляемость. Но стоит теперь нормально загрузить машину (сзади три человека или двое плюс вещи в багажнике), как большой ход задней подвески становится заметен при езде по любому российскому городу, не говоря уже про бездорожье. На проселке это перерастает в проблему. С каждой крупной кочки нужно спускаться медленно, иначе загруженный зад на мягких пружинах качнется до земли и... Прощайте бампер и 100 долларов.

Подвеска "Шевроле" отличается от нивской


Сопоставив все сказанное, приходишь к очевидному выводу: как универсальный автомобиль на все случаи жизни Chevrolet Niva несколько лучше, но существенно дороже. А вот если машина покупается только для специальных задач - поездок на рыбалку в выходной день или пробиваться к даче по весеннему чернозему, - старый знакомый ВАЗ-2121 (-2131) вполне может составить конкуренцию продукту совместного производства. Но это если подходить технически. А вот сколько стоят пластмассовый крестик и гордое имя "Шевроле" - каждый решает для себя сам.



Ссылки по теме



материал подготовил: Павел Иевлев

Спец предложения






Смотрите также:




Форум


Автогороскоп

©2007 Все права защищены КарСеллер

Rambler's Top100 показано количество просмотров и посетителей за 24 часа