На старте - "леомобиль"
Была у гениального итальянца Леонардо одна привычка, о которой чаще известно специалистам, чем широкой публике. Леонардо не доводил до конца многие свои замыслы. Например, он нередко бросал на полпути картины, потому что планировал поэксперементировать с новыми красками, а не осчастливить современников или потомков блестящим полотном. То же самое касается и его инженерных творений. Огромное количество идей Леонардо остались всего лишь набросками, которые он никогда не пытался претворить в жизнь. Сегодня над рисунками мастера бьются не только историки, искусствоведы и философы. Инженеры и механики также проявляют к наследию Леонардо большой интерес.
Один из таких нереализованных замыслов, всегда приковывавший к себе внимание, недавно получил, наконец, наглядное воплощение. Это проект самодвижущейся повозки, который многие называют прообразом автомобиля. В 2004 году во Флоренции (Италия) группа энтузиастов построила действующую модель этого устройства в натуральную величину и испытала его.
Казалось бы, что такого сложного в том, чтобы построить повозку Леонардо по готовым чертежам? Но дело в том, что да Винчи, разумеется, не был знаком с принципами современного чертежного мастерства. Его чертежи - это наброски для себя самого. Вряд ли Леонардо предполагал, что по этим эскизам будет работать кто-то другой. Вот инженеры и ломали головы столетиями, пытаясь догадаться, что означает та или иная линия, как правильно понимать вот ту или другую пометку, в каком масштабе все это нарисовано и т. д.
Итак, после смерти Леонардо было найдено немало записных книжек, дневников и просто листов бумаги, содержавших чертежи, наброски и эскизы различных механизмов, большинство из которых так и остались невоплощенными замыслами итальянского гения. В собрании записей, названных учеными Атлантическим кодексом, на листе №812 справа изображено странное устройство, представляющее собой заключенные в горизонтальную раму шестерни, пружины и рукояти. Рядом с основным чертежом размещаются шесть дополнительных эскизов, согласно которым становится ясно, что устройство должно обладать колесами. Еще один набросок демонстрирует заднюю часть тележки, где расположен рулевой механизм. По мнению исследователей жизни и творчества Леонардо, этот рисунок, датированный приблизительно 1478 г., - не что иное, как чертеж повозки, которая должна была двигаться самостоятельно.
|
Современные ученые считают: несмотря на то что использованный Леонардо принцип можно применить и для создания настоящего транспортного средства, основная цель предполагаемой машины была другой. И хотя великий итальянец не оставил никаких подписей к рисунку, исследователи сделали вывод, что самодвижущаяся повозка должна была каким-то образом служить для увеселения знати. Скорее всего, ее намеревались использовать для перемещения декораций при театральных представлениях. Это косвенно подтверждается тем фактом, что Леонардо нередко выступал при дворе именно в качестве специалиста по развлечениям (например, в Милане). Также в пользу этой версии говорит то, что тележка Леонардо не имела пассажирских мест.
Время, когда жил Леонардо да Винчи, не зря именуется эпохой Возрождения. Это не только время расцвета искусства, это и небывалый рост науки и техники и не в последнюю очередь - механики. Усовершенствование водяных и ветряных мельниц, появление шерстопрядильных станков наряду с новыми осадными орудиями - вот очень краткий список того, что возникает в это время. Идея создания экипажа, который двигался бы сам, без тянущей его лошади, давно занимала умы ученых прошлого. Историкам известны смутные свидетельства того, что живший за двести лет до Леонардо англичанин Роджер Бэкон создавал самодвижущуюся повозку, но секрет его механизма затерялся в веках. Да и была ли она на самом деле? Бэкон уже при жизни имел славу колдуна, чуть ли не продавшего душу дьяволу, и многое из того, что ему приписывалось, могло быть сочинено жадной до баек и анекдотов толпой. Во времена Леонардо широко обсуждалась идея создания тележки с парусом, которую бы двигал ветер (голландцы активно использовали силу ветра для своих знаменитых буеров, которые зимой скользили по льду рек и каналов на больших полозьях), но эта идея хороша была лишь на бумаге: в реальности такая машина смогла бы двигаться лишь по очень качественной дороге, да и то при попутном ветре.
|
Поэтому в качестве движителя Леонардо предложил использовать пружины. Но до начала нынешнего века ученым никак не удавалось собрать внятную действующую модель "леомобиля", как его окрестил оставшийся неизвестным острослов. Дискуссии о рисунке из Атлантического кодекса начались в 1905 году, когда итальянский ученый Джироламо Кальви вплотную занялся его изучением. С тех пор несколько раз предпринимались попытки построить "леомобиль", но все они сопровождались стремлением улучшить замысел Леонардо. Поэтому ни одна из построенных моделей формально не могла быть названа той самой самодвижущейся повозкой, которую придумал итальянский изобретатель. Большинство этих образцов собрано в музее Леонардо да Винчи на его родине, в местечке Винчи, Италия. Самый известный экземпляр был создан на деньги знаменитой компании IBM в 1953 году. Инженеры добавили к нему дополнительное рулевое колесо и еще несколько устройств, но сложная конструкция так и не сдвинулась с места. Тем не менее около десятка "леомобилей" разной степени похожести на оригинал все-таки смогли поехать, и в 90-х годах прошлого века во Франции энтузиасты даже провели состязания "леомобилей", которые с помощью различных пружинных движителей сумели пройти дистанцию в несколько десятков метров.
|
Создание настоящего "леомобиля" связано с именами Карло Педретти, директора Лос-анджелесского центра изучения наследия Леонардо да Винчи, и Марка Рошейма, инженера и специалиста по роботехнике. Первый обратил внимание на едва различимые линии на рисунке Леонардо, которые ранее не принимали в расчет, и доказал, что гипотеза его предшественников о том, что движение леомобиля обеспечивается двумя пластинчатыми пружинами, согнутыми наподобие арбалетного лука, является ошибочной. Второй взялся за воплощение замысла Леонардо в жизнь. Четыре месяца компьютерного моделирования и еще четыре месяца изготовления деталей и сборки завершились успешными ходовыми испытаниями. Педретти и Рошейм выяснили, что самодвижущаяся повозка Леонардо перемещалась за счет энергии свитых пружин, помещенных в барабаны. Эти пружины заводились одним человеком, который должен был вращать два зубчатых колеса, расположенных в передних верхних углах устройства. Длина свитых пружин достигает семи метров, и повозка проедет тем дальше, чем сильнее заведены пружины. Построенный в 2004 году при музее Леонардо во Флоренции "леомобиль" без труда проезжает пятьдесят метров.
Для постройки самодвижущейся повозки по чертежам Леонардо были использованы те же самые материалы, которые мог применить сам изобретатель: дерево и железо, а также две детали были изготовлены из бронзы. Никакого пластика, все абсолютно исторично. Для создания "леомобиля" были выбраны несколько разных сортов древесины. Каменный дуб пошел на изготовление шестерен, обычный дуб стал материалом для рамы, вяз и ясень послужили материалом для эластичных колесных ободьев. К тому же дерево позволяет заметно снизить вес конструкции. При размерах 1,68 х 1,49 м масса модели составляет всего 12,7 кг. Все железные детали были выкованы кузнецами вручную по специальному заказу.
|
Модель леомобиля, масштаб 1:3 |
Нужно сказать, что в данном случае речь идет о модели, выполненной в масштабе 1:3. Первый экземпляр повозки, построенный в масштабе 1:1, ученые испытывать в лабораторных условиях не рискнули: было опасение, что движение "леомобиля" будет слишком мощным и он сможет проехать существенно больше расчетного расстояния и что-нибудь повредить.
Таким образом, этот "леомобиль", изготовленный группой инженеров и техников под руководством Томмазо Канавале, один в один соответствует рисункам самого Леонардо. Теперь можно считать, что еще одна головоломка великого и таинственного гения эпохи Возрождения разгадана. Когда создатели вволю наигрались своей новой игрушкой, она была помещена в музей, где уже несколько лет привлекает внимание многочисленных посетителей.
|
Модель леомобиля, масштаб 1:1 |
Скептики скажут: ну и что? Что общего у самодвижущейся повозки Леонардо и современного автомобиля? Колеса разве что. Подумаешь, пятьдесят метров проехала! Но ведь и современный автомобиль не сразу появился. Чтобы пройти дорогу, нужно сделать первый шаг. Великое всегда начинается с малого. И медлительный, неряшливый "леомобиль", так и не построенный самим Леонардо, вполне достоин считаться далеким пра-пра-... дедушкой нынешних стремительных и радующих глаз машин.