Большой успех маленького автомобиля
Прежде чем начать разговор о Mini, хотелось бы немного рассказать о ее создателе - Алеке Иссигонисе, которому 18 ноября 2006 года исполнилось бы 100 лет.
Алеку Иссигонису не довелось получить высшее образование, а математику он называл "врагом всякого по-настоящему творческого человека". Однако ничто не увлекало его так, как чистая техника. Если он был убежден в какой-нибудь идее, он не знал компромиссов. Самая знаменитая его идея - Mini Classic - на десятилетия предопределила развитие автомобилей. Александр Арнольд Константин (Алек) Иссигонис является создателем Mini Classic. В конце 1956 года он получил от Леонарда Лорда, шефа British Motor Corporation (BMC), срочное задание на создание "настоящего компактного автомобиля". Иссигонис был в восторге от этой идеи. Конструирование совершенного автомобиля малого класса всегда было одной из его любимых тем. Теперь нужно было разработать свои идеи за чертежной доской и реализовать их со своим коллективом. Его видение: четырехместный компактный автомобиль с оптимальным использованием салона и достаточно высоким уровнем комфорта, внешне и в техническом отношении совершенно отличный от всех современных автомобилей и доступный для всех.
|
|
Кстати, своим возникновением проект обязан человеку, который вообще не имел никакого отношения к автомобилям. Гамаль Абдель Насер, президент Египта, 26 июля 1956 года, через месяц после вывода британских войск из зоны Суэцкого канала, распорядился о национализации Всеобщей компании морского Суэцкого канала и закрыл водный путь. Хотя британцы и французы, которым принадлежала бoльшая часть компании, в ответ на это и послали на канал парашютно-десантные войска, но движение по нему было прервано на несколько месяцев. Следствием этого стал стремительный рост цен на нефть и бензин, а Англия рассматривала возможность ограничения отпуска бензина на уровне десяти галлонов в месяц. Казалось, что в течение длительного периода шансы на успех на рынке будут иметь только очень экономичные автомобили.
Цель казалась ясной: разработка экономичного компактного автомобиля в соответствии со славными традициями предвоенной модели Austin Seven и легендарного Morris Minor. Поскольку в этот момент компания BMC - так же как и многие другие автопроизводители - располагала очень ограниченными финансовыми средствами, Леонард Лорд по возможности сократил расходы и сроки на опытно-конструкторские работы. Поэтому условием для будущего компактного автомобиля стало использование освоенного двигателя из текущего производства. Иссигонис выбрал переднеприводную концепцию с поперечным расположением двигателя. В качестве силового агрегата речь могла идти только о так называемом двигателе
серии A. Двигатель с рабочим объемом
948 куб. см, как в модели Morris Minor, развивал
37 л. с. Даже этой мощности было более чем достаточно: первый опытный автомобиль с этим двигателем разгонялся до внушительной максимальной скорости
150 км/ч, которая, правда, для маленького автомобиля была чрезмерной: ни ходовая часть, ни тормоза не были рассчитаны на подобные нагрузки. Поэтому мощность снизили до
34 л. с., уменьшив для этого рабочий объем до
848 куб. см, которые, тем не менее, позволяли разгоняться до максимальных
120 км/ч.
|
|
Обращали на себя внимание ставшие позднее для Mini Classic характерными отогнутые наружу фальцы между крыльями и кузовом. Причиной этому послужила простая экономичность: с точки зрения технологии наружные сварные швы выполнять значительно дешевле. Вторым признаком технологии, ориентированной на невысокие издержки, были петли дверей, также расположенные снаружи. В духе минимализма, разумеется, было выполнено и оснащение салона: для открытия двери служил простой тросовый привод, перед водителем и передним пассажиром вместо передней панели протянулась небольшая полка. В середине располагался спидометр со счетчиком пробега в милях и указателем уровня бензина. Под ними находились два переключателя для стеклоочистителя и света - и все. Отопитель предлагался только за дополнительную плату. Даже украшенная хромированными элементами более дорогая версия в базовой комплектации не имела отопителя, но зато была снабжена ковровым покрытием пола, кожаными вставками на сиденьях и пепельницей.
|
|
Масса Mini Classic в базовой комплектации составляла примерно
600 кг, в нем было достаточно места для четверых и небольшого багажа. Если багажника емкостью 195 литров было недостаточно, заднюю крышку можно было просто оставить открытой, так как она откидывалась вниз, что позволяло разместить и более или менее надежно закрепить даже более крупные предметы багажа. Причем это не было изобретением владельцев Mini: глянцевые проспекты очень подробно и радостно демонстрировали эту дополнительная возможность погрузки. Наконец, 26 августа 1959 года состоялась премьера Mini Classic, причем сразу во всех странах, где была представлена компания BMC.
Сначала он вышел на рынок в двух вариантах под названиями Morris Mini-Minor и Austin Seven, которые отличались друг от друга лишь решеткой радиатора, цветом кузова и колпаками колес. На родине Mini Classic стоил 496 фунтов стерлингов, и это был второй среди самых доступных автомобилей.
"Потрясающий Austin Seven" - на первом рекламном снимке буква "v" была повернута на девяносто градусов - составил конкуренцию более дорогим, но признанным в Европе автомобилям: Volkswagen, Renault Dauphine и
Fiat 600. Легендарный английский специализированный журнал
The Autocar так аттестовал новичка: "Часто мода порождает автомобильных уродцев, но если за дело берутся дельные и разумные инженеры, то результат может оказаться чрезвычайно удачным". Хотя британской новинке удалось прочно утвердиться среди конкурентов благодаря автомобильной прессе, начало продаж было довольно сдержанным. Для молодых покупателей новый автомобиль, несмотря на благоприятную цену, все же был дороговат, для покупателей с более высокими заработками - слишком спартанским. Немецкий журнал Motor Revue в 1960 году писал о Austin Seven в обзоре тестов: "Самый интересный из всех (за исключением цены).
5780 DM стоил тогда Mini Classic у импортера. При этом Volkswagen можно было приобрести за 4600 марок, а новый
BMW 700 Sport - за
5650 DM. Не удивительно, что многие предпочитали купить BMW.
Даже тот факт, что для парковки Mini Classic, имевшего длину три метра и пять сантиметров, требовалось свободное место всего 3,5 метра, не привлекал так, как этого ожидали. Но затем лондонская богема открыла для себя этого "любителя поворотов", и первым был лорд Сноудон, супруг принцессы Маргарет. Сама королева, ее сестра, лично позволила Алеку Иссигонису продемонстрировать для нее Mini Classic в пробной поездке, что, наконец, обеспечило компактному автомобилю необходимый имидж. В США также заинтересовались новинкой из Европы и приняли ее доброжелательно. В 1960 году ведущий американский специализированный журнал писал: "Austin - это, пожалуй, самый маленький полноценный автомобиль в мире. Мы должны признать, что в нем отнюдь не тесно вчетвером и даже удобнее, чем в некоторых наших больших автомобилях. И хотя он довольно забавный, это очень реальный автомобиль, хорошо сделанный и обладающий большими возможностями".
В 1959 году с конвейеров сошли
19 749 экземпляров Austin Seven и Morris Mini-Minor, еще через год их было уже
116 677. Вместе с успехом росли и требования к Mini Classic. В 1960 году компания BMC отреагировала двумя вариантами - Van и Estate. Как закрытый коммерческий автомобиль, так и остекленный со всех сторон универсал имели две задние двери. Но только в 1961 году стало по-настоящему ясно, какие возможности таил в себе Mini Classic: в начале года появился самый маленький грузовик, Mini
Pick-up.
Две их противоположности через полгода образовали люксовую часть модельного ряда - Wolseley Hornet и Riley Elf с роскошно оформленной облицовкой радиатора и задними крыльями в виде ласточкиного хвоста. Наконец, во втором полугодии появился вариант, который внес наибольший вклад в создание легенды Mini Classic - Cooper.
Спортивный вариант: Mini Cooper. Еще задолго до того, как Алек Иссигонис начертил на бумаге свои легендарные эскизы для Mini Classic, его связала дружба с конструктором гоночных автомобилей Джоном Купером. Главный конструктор BMC ценил компетентное мнение своего коллеги, поэтому Купер с самого начала был посвящен в разработку Mini Classic. По мере того как вырисовывался проект, у Купера росла уверенность в том, что именно этот новый автомобиль станет тем, что он уже давно искал, - базой для спортивного автомобиля, который мог конкурировать с тогдашним Lotus Elite. Купер занялся тюнингом сразу, как только получил новый компактный автомобиль.
Купер обратился к Иссигонису с предложением разработать маленький GT на основе Mini Classic. Джордж Харриман, к тому времени шеф BMC, дал себя убедить в правильности идеи Купера и одобрил выпуск небольшой серии в 1000 экземпляров Mini Cooper, чтобы проверить реакцию публики. Рабочий объем двигателя не должен был превышать одного литра. Поэтому Купер компенсировал увеличенный им с 68,3 до 81,3 миллиметра ход поршня уменьшением диаметра цилиндра с 62,9 до 62,4 миллиметра. Для четырех цилиндров получился рабочий объем ровно
997 куб. см. Степень сжатия увеличилась с 8,3 до 9,0, кроме того, были использованы увеличенные впускные клапаны и двойной карбюратор. Другие изменения: рассверленное выпускное окно и усиление блока цилиндров для восприятия дополнительной мощности. Кроме того, Купер изменил в коробке передач отдельные передаточные числа для повышения соответствующих значений максимальной скорости. В результате мощность двигателя увеличилась до
55 л. с., а максимальная скорость - почти до
136 км/ч. Чтобы параметры торможения соответствовали возросшей мощности, Купер установил на передние колеса
7-дюймовые тормозные диски Lockheed.
Высшее достижение: Mini Cooper S. Реакция на этот автомобиль, появившийся на рынке в сентябре 1961 года, напоминала эйфорию и свидетельствовала лишь об одном: клиенты хотели еще больше мощности. Иссигонис и Купер увеличили рабочий объем двигателя с 848 до
1071 куб. см, что обеспечило максимальную мощность
70 л. с. Разумеется, это вызвало повышение максимальной скорости до
160 км/ч, поэтому Джон Купер переработал и тормоза. Диаметр дисков увеличили до 7,12 дюйма, а тормоза
Cooper S, дебютировавшего в 1963 году, отныне стали оснащаться усилителем тормозного привода. Но на этом история Mini не закончилась...