Главная > Практикум > Практикум
 

Дураки и дороги: вид из космоса через GPS
Теперь GPS за рулем - не только развлечение
Изначально технология GPS (Global Positioning System, или всемирная система ориентирования) была разработана в США более 10 лет назад для милитаристских нужд и небезуспешно применялась американскими военными как в рамках учений, так и во время боевых действий. Суть системы (ее кодовое название - NAVSTAR) - максимально точное определение своего местонахождения с помощью специального GPS-приемника, принимающего сигналы с целой сети спутников и наземных базовых станций. Анализируя с помощью радиоволн расстояние до видимых спутников, GPS-приемник может рассчитать не только координаты на плоскости, но и высоту над уровнем моря - правда, в последнем случае нужна информация как минимум с четырех спутников. Естественно, количество спутников, видимых в данный момент (так называемый "альманах"), влияет на точность определения координат - чем больше спутников нащупает GPS-приемник, тем легче будет связать координаты воедино и предоставить более подробную информацию о местонахождении. И, разумеется, система навигации окажется бесполезной в закрытых помещениях (гараже, подземной автостоянке или тоннеле).

GPS-приемник в автомобиле - привычная вещь за рубежом
GPS-приемник гармонично вписывается в интерьер автомобиля


До 2000 года системой GPS пользовались исключительно вооруженные силы США и сумасшедшие любители, так как все это время в показания спутников намеренно вносились специальные помехи (так называемый "селективный доступ"), которые глушили гражданские GPS-приемники практически 24 часа в сутки. Однако удобная технология ориентирования на местности настолько понравилась гражданским и в кратчайшие сроки завоевала такую необычайную популярность у охотников, путешественников и просто автолюбителей всего мира, что власти США все-таки сняли все ограничения на точность показаний для бытовых GPS-приемников и предоставили GPS-навигации возможность свободно развиваться. Если раньше запас точности GPS составлял около 100 метров, то теперь любой приемник гарантированно найдет своего владельца с точностью до 15 метров, более дорогие и мощные модели - с поправкой не более чем на 5 метров. Самые же требовательные автолюбители-педанты могут установить на автомобиль дополнительную антенну, что позволит снизить погрешность ориентирования практически до одного метра!

Понятно, что полезность и практичность технологии сразу же оценили и взяли на вооружение автомобилисты. И, главным образом, количество активных пользователей GPS стало увеличиваться в крупнонаселенных городах, где проблема маршрутизации стоит особенно остро.

GPS: просто, доступно, удобно

Что может дать установленный в автомобиле GPS-приемник своему владельцу? На сегодня функции даже наиболее простых аппаратов не ограничиваются одним определением координат. Это и самостоятельная прокладка маршрута по дорогам, и точное вычисление скорости движения, расстояния и времени прибытия до цели, и расчет необходимого количества топлива, и даже интерактивные услуги - подбор гостиниц, обзор достопримечательностей и многое другое. На Западе автолюбителям, пользующимся современными моделями GPS-приемников и использующим лицензионное программное обеспечение с подробными картами автодорог, доступен даже аналог сервиса "автопилот": умный прибор на карте покажет образовавшиеся пробки, подскажет, как объехать заторы, и даже найдет свободное место для парковки. Для российских автомобилистов подобные роскошества, к сожалению, пока недоступны.

В автомобиле появилась еще одна "подушечка безопасности"
Самостоятельно установить GPS-приемник в автомобиль сможет каждый


Выбрать GPS-приемник в соответствии с индивидуальными запросами и требованиями сегодня не составляет труда - на прилавках специализированных магазинов и автосалонов, как правило, всегда есть десяток самых популярных моделей лидеров рынка GPS-навигации. Подавляющее большинство GPS-приемников (Garmin, Magellan, Eagle) - американского производства, и это неудивительно, учитывая штатовские корни самой технологии. Однако не менее популярны в России и голландские приемники TomTom, а также немецкие аппараты Blaupunkt. В зависимости от предпочтений хозяина автомобиля можно подобрать либо автомобильный вариант GPS-приемника, либо совместить универсальный походный прибор с любым современным КПК - чаще всего на базе Palm PC. Родные приемники, входящие в базовую комплектацию автомобиля, могут сгодиться только в качестве дорогой игрушки - поменять вшитые в такие устройства иностранные карты на российские невозможно.

Цены на GPS-оборудование достаточно демократичны: простейшие модели можно приобрести за $100-150, более сложные и, соответственно, функциональные приемники стоят в районе $500. Правда, встречаются и узкоспециализированные модели, чья стоимость колеблется в районе нескольких тысяч долларов, но рядовому автомобилисту такой навороченный прибор никогда не пригодится. С установкой GPS-приемника проблем тоже не будет - почти все модели легко крепятся либо на приборную панель под лобовым стеклом, либо непосредственно на самом стекле. Все автомобильные приемники питаются от батарей, однако предусмотрено и внешнее питание с разъемом для прикуривателя.

Казалось бы, лучшего и желать нельзя - покупаешь понравившийся по функциональности и дизайну GPS-приемник, устанавливаешь его в автомобиль и навсегда забываешь про все ужасы большого города. Однако, как это и всегда случается в России, не обошлось без ложки дегтя, и даже двух.

Мы все - шпионы!

От установки GPS-приемника в автомобиль и его законной эксплуатации российского автомобилиста отделяет всего одна вещь - сам закон. Дело в том, что в России действует собственная спутниковая система ГЛОНАСС, аналогичная американской NAVSTAR, которая, в отличие от своего близнеца-янки, предназначена только для нужд государственной обороны. Поскольку приказы президента США в нашей стране законной силы не имеют, заокеанское "разоружение" до нас так и не дошло. Теоретически любой автолюбитель может купить GPS-приемник, получив на это разрешение Госсвязьнадзора. Но для этого необходимо согласование другой инстанции - Госгеонадзора, здесь-то и лежит камень преткновения: ни один приемник с погрешностью менее 100 метров не может считаться правомерным с точки зрения безопасности государства. Получается, что купить "близорукий" аппарат, подходящий для российских условий, вы не можете просто потому, что их нет в продаже, а любой "американец" по своим показателям превышает отечественный лимит точности как минимум в шесть раз.

Ориентироваться можно, но сложно
Русификация GPS - задача не из легких


Впрочем, большинство автолюбителей такие законодательные неувязки не смущают - они пользуются GPS-приемниками на свой страх и риск. Юристы утверждают, что в качестве наказания за эксплуатацию такого оборудования без разрешения компетентных органов инспекторы ДПС вправе назначить только штраф - от 3 до 5 МРОТ с возможной конфискацией GPS-приемника. Правда, существует вероятность, что вам предъявят обвинение в "сборе информации, составляющей государственную тайну, для передачи иностранному государству или по заданию иностранной разведки", но таких случаев в российской практике пока не было. К тому же Федеральный закон "О государственной тайне" не содержит никаких ссылок на текущие координаты гражданина России - за исключением высших должностных лиц страны и сотрудников соответствующих спецслужб.

Есть и вторая проблема, затрудняющая использование GPS-навигации в России, - отсутствие нормальных лицензионных карт для загрузки в приемник. Сейчас в нашей стране наиболее популярны программы ГИС РУССА (работает только с векторными картами), а также OziExplorer, поддерживающая растровый формат. Несколько зарубежных лидеров рынка GPS-технологий работают в российском направлении, но пока полноценными растровыми картами местности могут пользоваться только жители Москвы и Санкт-Петербурга. В частности, свои навигаторы с картами этих городов представили голландская компания TomTom (модель TomTom-6), а также немецкий концерн Blaupunkt, который планирует в ближайшее время оснащать аналогичными картами все свои GPS-приемники. И TomTom, и Blaupunkt уверяют, что после столичных карт в навигаторах появятся и карты российских регионов, но об этом говорить пока рано. Так или иначе, иностранные компании не скрывают, что российский рынок GPS-навигации - один из самых перспективных, поэтому подробные карты для наших дорог рано или поздно появятся. И было бы неплохо, чтобы к этому моменту российские власти все-таки привели в порядок законодательство по GPS-навигации. В противном случае конфликт двух старейших проблем нашего отечества - дураков и дорог - разрешить так и не удастся.



Ссылки по теме



материал подготовил: Андрей Дмитриев

Спец предложения






Смотрите также:




Форум


Автогороскоп

©2007 Все права защищены КарСеллер

Rambler's Top100 показано количество просмотров и посетителей за 24 часа