Телега, запряженная паром
XIX век остался в человеческой памяти веком пара. Это было время появления паровозов, пароходов и грохочущих паровых омнибусов. Однако наиболее пытливые умы еще за много лет до того, как западная цивилизация поставила пар себе на службу, пытались использовать его возможности на благо человечества. В Древнем Риме механики задумались над этим вопросом, и летописцы сохранили полулегендарные рассказы о современнике Юлия Цезаря Героне Александрийском, который создал движущиеся под воздействием силы пара стулья, способные самостоятельно подвигаться к гостям. Неизвестный художник в XVI веке со слов Исаака Ньютона набросал рисунок экипажа, который приводился в движение благодаря реактивной струе пара, выбрасывающейся назад. Первые эксперименты
Т. Севери, Д. Папена, Дж. Уатта привели к тому, что уже в начале XVIII века паровая машина стала привычной темой для разговоров не только витающих в облаках теоретиков, но и инженеров-практиков. И хотя первые паровые машины были примитивными и требовали дальнейшего усовершенствования, нашлись люди, которые не хотели спокойно ждать создания разработанного до конца двигателя. Пар способен порождать движущую силу? Отлично! Значит, надо этим пользоваться.
|
Небрежный рисунок, созданный неизвестным художником со слов Исаака Ньютона, изображает экипаж, движущийся с помощью реактивной струи пара |
Николя-Жозеф Кюньо родился в 1725 году в Лотарингии. Еще будучи мальчишкой, он с удовольствием что-то мастерил, придумывал и предлагал взрослым, к примеру, как сделать лучше то мельничное колесо или тот колодезный ворот. Как обычно, сначала над мальцом посмеивались, но со временем к нему стали прислушиваться. Однако молодой Николя-Жозеф происходил из небогатой семьи, и на самые грандиозные проекты у него попросту не хватало средств. Поэтому он решает поступить на службу в армию, надеясь, что его страсть к изобретениям будет оплачивать военное ведомство. Естественно, Кюньо избрал самый технически развитый в то время род войск - артиллерию. Для того чтобы стать артиллерийским офицером, требовались познания в математике и инженерных науках, но и с тем, и с другим предметом новоиспеченный слушатель артиллерийского училища был хорошо знаком, так что он без особого труда получает свой офицерский патент и отправляется служить.
Почти два десятка лет Кюньо отдал армии, дослужился до чина капитана, а в 1763 году вышел в отставку. Но интереса к военному делу не утратил. Тридцать восемь лет - еще не тот возраст, в котором становится пора подводить итоги прожитой жизни. Дело в том, что во Франции XVIII века капитанский чин был тем максимумом, которого мог достичь выходец из недворянской семьи. Вспомним, что молодой Наполеон Бонапарт встретил революцию 1789 года именно капитаном, и, если бы восставший народ не сверг тогда короля, никакое честолюбие и кипучая энергия не помогли бы выходцу из провинции, да еще и человеку неблагородного происхождения получить чин майора.
Выйдя в отставку, Кюньо занялся научной работой в области фортификации и выдвинул ряд рационализаторских предложений, которые с любопытством были рассмотрены французскими артиллеристами. Одновременно с научными изысканиями он преподавал в военной школе. Но самой главной страстью, постепенно захватившей отставного офицера, стала идея механической повозки, которую приводила бы в движение сила пара.
|
Схема паровой телеги Кюньо |
За время службы Кюньо так и не скопил достаточно денег, чтобы реализовать столь грандиозный и одновременно честолюбивый замысел. Но он заинтересовал своими разработками военного министра Франции маркиза де Шуазеля. Министр велел курировать проект отставного капитана одному из артиллерийских генералов, и тот действительно оказывал Кюньо всю необходимую помощь. Окрыленный поддержкой, изобретатель рьяно принялся за работу, и уже в 1769 году Париж ознакомился с первыми результатами его усердного труда. То, что увидели на улицах своего города удивленные парижане, теперь принято называть "малой паровой телегой Кюньо".
Так как проект разрабатывался в недрах военного ведомства, то и ориентировался его создатель в первую очередь на военные нужды. Официальное предназначение "малой телеги", получившей даже собственное имя - "Фардье", состояло в том, чтобы буксировать артиллерийские орудия и подвозить к ним снаряды. Именно поэтому в конструкцию была заложена высокая прочность, которая, в свою очередь, привела к тому, что вес самодвижущейся повозки перевалил за тонну.
В роли двигателя выступила собственноручно построенная изобретателем паровая машина. Кюньо долго размышлял, где она должна располагаться, и в конце концов решил, не мудрствуя лукаво, взять в качестве образца схему обычной запряженной лошадью телеги. Так как лошадь запрягают спереди и она тащит за собой повозку, то, соответственно, закрепленный на мощной деревянной раме паровой котел тоже был размещен впереди. Единственное, что сделал французский инженер для облегчения конструкции, - это убрал одно переднее колесо. В итоге повозка вышла трехколесной и оставшееся переднее колесо поворачивалось вручную вместе с паровым котлом. Из-за того что тяжелый котел был связан с направляющим колесом, для того, чтобы повернуть повозку, требовались усилия двух человек. Но это был не единственный недостаток телеги "Фардье". Мощности паровой машины хватало от силы на пятнадцать минут движения, после чего в котел нужно было заливать свежую воду. Затем требовалось заново разводить под котлом огонь. Но в "малой телеге" топка не была предусмотрена и котел раскочегаривался обычным костром, который Кюньо и его ассистент, помогавший управлять телегой, разжигали прямо на парижской брусчатке.
|
Кюньо демонстрирует паровую телегу |
И тем не менее, несмотря на все недостатки - низкую скорость
(3,5 км/ч), отвратительную маневренность и прочие слабые места, - "малая телега" Кюньо двигалась! Да не просто двигалась, а спокойно везла по улицам Парижа, где и проходили ходовые испытания, двух людей и около трех тонн груза. Этот факт не только вселял надежду в сердца создателя паровой повозки и его покровителя, но и давал повод думать, что в недалеком будущем усовершенствованные повозки можно будет действительно использовать для нужд армии. Де Шуазель, пораженный изобретением отставного капитана, распорядился выдать ему 20 тысяч франков в качестве награды и оказать всю необходимую помощь в разработке новой модели, при постройке которой будут учтены недостатки прежней.
Изобретатель, обласканный почестями, хвалебными речами и деньгами, тут же принялся за работу. На самом деле он прекрасно представлял себе, что нужно сделать, дабы получить усовершенствованный вариант так хорошо зарекомендовавшей себя "Фардье". Поэтому работы по созданию новой паровой повозки длились недолго, и испытания "большой телеги Кюньо" состоялись 22 апреля 1770 года. Зрелище обещало быть интересным, и посмотреть на новое детище отставного капитана собралось множество чиновников не только военных, но и гражданских ведомств.
|
Схема большой паровой телеги Кюньо |
"Большая телега Кюньо", по уверениям ее создателя, могла развить скорость до
5-7 км/ч. Она весила около трех тонн при общей длине более шести метров. Общая конструкция устройства не сильно отличалась от конструкции "малой телеги" - та же мощная деревянная рама и три колеса, на этот раз оснащенных металлическими шинами, тот же котел впереди. Двигатель был отлит из бронзы и имел два вертикальных цилиндра диаметром
356 мм. Объем парового котла составлял 50 литров, и на этот раз Кюньо позаботился о том, чтобы его оснастили собственной топкой, так что необходимость разводить под ним костер прямо на улице отпала.
Надо сказать, что инженер действительно произвел грандиозное впечатление на собравшихся, хотя и не совсем то, которое планировал. Сначала проверка возможностей "большой телеги" происходила без каких-либо неожиданностей. Но в какой-то момент изобретатель, который управлял своей самодвижущейся повозкой, обнаружил, что рулевое управление его не слушается. Переднее колесо заклинило, и на скорости около 4 км/ч паровая телега врезалась в стену дома. Стена рухнула, котел сорвало с креплений, и он с чудовищным грохотом взорвался. Так о результатах испытания "большой телеги Кюньо" узнали не только многочисленные очевидцы, но и простые парижане, и ведать не ведавшие, какое судьбоносное событие происходит на улицах их славного города.
|
Кюньо тщетно пытается справиться с рулевым управлением 'большой телеги' |
Кстати, паровой котел был единственной деталью повозки Кюньо, которая пострадала в результате столкновения со стеной. В целом самодвижущийся экипаж с честью выдержал неприятное испытание, что дало основание говорить о высокой прочности, заложенной в конструкцию. Вот тут бы, казалось, и стоило взяться за то, чтоб окончательно довести машину до ума, но на этот раз фортуна отвернулась от изобретателя. Военный министр де Шуазель впал при дворе в немилость. А это означало, что те, кому он лично покровительствовал, не смогут больше рассчитывать на благосклонность людей, возглавлявших военное ведомство.
Кюньо в то время исполнилось сорок пять лет. Он не был еще стар, но все-таки в таком возрасте не так легко начинать все сначала. Изобретатель предпочел уйти на покой и покинул Париж, обосновавшись в Брюсселе. Там он и провел остаток жизни, наблюдая со стороны Великую французскую буржуазную революцию, свержение монархии, якобинский террор и приход к власти Наполеона Бонапарта. Умер создатель паровой телеги в 1804 году, позабытый своими современниками, которым в то время было не до самодвижущихся паровых повозок и их творцов: они увлеченно творили историю и строили новое общество.
Но самое удивительное во всей этой истории - то, что построенная отставным офицером паровая телега сохранилась до наших дней. Несмотря на мощные потрясения, обрушившиеся на Францию, телега простояла на задворках военного ведомства более двадцати лет. И наверняка многие, кто ее там видел, но слыхом не слыхивал об изобретении отставного офицера, задавались вопросом: что это вообще такое? Наконец, в 1794 году паровая телега заняла подобающее ей место в музее искусств и ремесел (он был основан в Париже уже после революции 1789 года), где ее до сих пор могут наблюдать многочисленные посетители. Это произошло еще при жизни создателя, но в охваченном революционными страстями Париже никто и не подумал, что Кюньо может быть еще жив. И только история, как всегда, расставила все по местам, наградив французского изобретателя лаврами создателя первого автомобиля. У себя на родине, в Лотарингии, Николя-Жозеф Кюньо удостоился памятника.