Главная > Автоистория > Автоистория
 

Mazda Cosmo: роторный раритет
Mazda Cosmo 1967 года
Фанаты Монти Пайтона не могут слышать фразу "роторный двигатель Ванкеля" без того, чтобы не представить себе Джона Клиза, своим помпезным английским акцентом превращающего ее в ругательство. Однако в 1972 году имя Ванкеля для энтузиастов скорости ругательством вовсе не было.

Жужжащий высокооборотистый ротор 10A можно было найти под капотом R100 - первой официальной поставляемой в США модели "Мазды". Мало кто из любителей роторов знает о существовании элегантного купе, которое появилось ранее R100 и было первым серийным автомобилем, оснащенным мотором Ванкеля с двумя роторами. В мае 1967 года Mazda Cosmo опередила Ro80 (модель NSU), появившись на рынке на несколько месяцев раньше. Хотя в 1965-1967 годах немецкая компания NSU уже выпускала свой автомобиль - Sport Spyder. Он был известен тем, что его однороторный двигатель передавал на кузов чудовищную вибрацию.

Малогабаритная Cosmo была создана не для американского рынка. Она слишком тесна внутри, и ее сложно назвать чисто спортивной моделью вроде ягуароподобной Toyota 2000GT, списанной с MGB Nissan Fairlady или Honda S800, образцом для которой считают Austin-Healey Sprite.

Mazda Cosmo 1967 года


Эта машина - образец чисто японского пост-модерна, который должен взывать к сердцам любителей все того же Монти Пайтона, очарование двухместного и двухдверного купе в стиле gran turismo, чей дизайн навевает воспоминания о Ford Thunderbird образца 1961 года. Но изящный "нос" с фарами, укрытыми за большими стеклами, и зад с разделенной по вертикали оптикой придают ей уникальный, ни с чем не сравнимый вид. То, что Cosmo мало кому известна, кроме совсем уж хардкорных фанатов, не удивительно. Во всей Северной Америке наберется вряд ли шесть машин этой модели (мы знаем о трех). В 1967 году "Мазда" собрала всего 343 эти машины (и это для всего мира), а к 1972 году их количество достигло 1176. Мало, очень мало.

Mazda Cosmo 1967 года
Тот экземпляр, который все-таки попал нам в руки, принадлежит Вэймэну Тэнгу и имеет свою историю. 14 ноября 1967 года "Мазда" отправила эту машину белого цвета (а до 1970 года Cosmo в другом цвете не выпускалась) компании Curtis Wright Corporation, владельцу лицензии на двигатель Ванкеля в США. Это была экспортная модель, и на ней вы не найдете бэджа Cosmo, ее официальное название - 110S. Пробег у этой машины всего 10 000 км.

Cosmo 1967 года выпуска всего на пару десятков сантиметров длиннее, чем Mazda MX-5 2006 года, хотя ее колесная база на 13 см короче (у модели 1968 года колесная база была удлинена с 220 до 235 см, хотя общая длина автомобиля уменьшилась на 1 см). Высота Cosmo составляет 116,6 см против 124,5 у MX-5, так что посадка в салон за расположенный справа руль сильно напоминает танец с элементами акробатики. Высадка из машины тоже схожа с ча-ча-ча, и между этими двумя событиями вам предстоит еще немало гимнастики - например, ерзание ногами в районе педалей при попытке нормально их разместить вокруг трехспицевого руля Nardi довольно большого диаметра. Зато тут есть две подставки для ног: одна для водителя (справа от трансмиссионного туннеля), другая - для пассажира (слева). Конечно, водителям помоложе хотелось бы обнаружить в машине телескопическую рулевую колонку и регулируемые сиденья. Но здесь этого нет. Вместо этого водительское кресло смещено влево, к середине салона, чтобы компенсировать неудачно расположенную рулевую колонку, как утверждает Тэнг. Оба сиденья обтянуты черным винилом с вставками из клетчатой ткани.

Mazda Cosmo 1967 года


На черной панели приборов можно найти рычаг дросселирования, приборы в стиле самолетной кабины с переключателем скоростей для дворников, электрическую радиоантенну и что-то, обозначенное словом horn. Слева от спидометра и тахометра расположены амперметр, указатель уровня топлива, часы и вызвавшая у нас чистый восторг вращающаяся лампа для чтения дорожных карт. Ну а справа мы обнаружили указатели температуры масла и воды. Тахометр размечен до 7000 оборотов - очень высокий показатель для тех времен, особенно в сравнении с могучими американскими V8. В средних стойках кузова находятся два регулятора в форме роторов, покрутив которые можно включить вывод воздуха при сквозной вентиляции. А между задней панелью и сиденьями найдется место для пары сумок (в багажник не поместится ничего, что крупнее хорошо упакованного набора вещей для уикенда). На задней панели, кстати, располагаются колонки Clarion, которые ставились на машину в стандарте (так утверждает Тэнг). Хотя для 1970 года они выглядят явно необычно.

Mazda Cosmo 1967 года


Как только двигатель прогрелся, Cosmo резво стартует с места. Плавные обороты холостого хода на 10A звучат, как мягкая версия более объемного 12A, использовавшегося на RX-3 и ранних версиях RX-7, но это версия менее энергичная. Четырехскоростная коробка Cosmo переключается так же легко, как коробка на Miata, но ход рычага здесь более длинный. Cosmo не может отличиться высоким крутящим моментом и резким стартом, но тяга здесь такая же, как у любого другого ротора, - чем быстрее вы едете, тем легче и усерднее раскручивается мотор. К сожалению, на горном серпантине вы можете обнаружить, что вам необходимо переключиться с третьей на вторую между поворотами, когда вы только разогнались. На длинных прямых лучше не переключаться между пятью и шестью тысячами оборотов, так лучше можно раскрыть потенциал двигателя. Хотя в технических характеристиках Cosmo пик мощности заявлен на 7000 оборотов, уже после 6000 она, кажется, остается на одном и том же уровне.

Mazda Cosmo 1967 года


Рулится машина хорошо, и в этом плане она оправдывает свое GT-звание. Такое ощущение, что в подвеске используются пружины с переменной жесткостью - в повороте допускается сначала небольшой наклон, а затем машина выравнивается и остается жесткой все время, пока водитель давит газ для выхода из этого поворота. При этом ощущается некоторый намек на возможность заноса от перегазовки. Помогает рулевое управление реечного типа, и хотя для своего времени оно срабатывало довольно быстро, здесь явно недостает "чувства выравнивания". Тем не менее машину до сих пор можно признать вполне удовлетворительной хотя бы по работе ее двигателя. Изогнутое пузырем заднее стекло и большое лобовое стекло здорово уменьшают клаустрофобию, хотя временами все-таки хочется, чтобы машина была кабриолетом.

Mazda Cosmo, как и Toyota 2000GT, могла бы сняться в фильме про Джеймса Бонда. Двигатель Ванкеля - один из атрибутов японской научной фантастики тех времен, когда Годзилла уже сошла со сцены. И к этому двигателю очень хорошо подходит длинный, низкий и таинственный облик Cosmo (как, впрочем, и наоборот). В конце 1960-х покупка этого ныне очень редкого купе не была сложной задачей, а теперь это почти невозможно. Но если вам удастся найти этот раритет, вы можете ощутить себя владельцем очаровательного курьеза с необычной историей - первой в мире серийной машины с роторным мотором.

Mazda Cosmo 1967 года
Спецификации

Двигатель: двухроторный двигатель Ванкеля объемом 982 куб. см с карбюратором Zenith Stromberg.
Мощность: 110 л. с. при 7000 об/мин.
Крутящий момент: 13,3 кг·м при 3500 об/мин.
Привод: на заднюю ось.
Трансмиссия: 4-скоростная МКПП.
Тормоза: дисковые впереди, барабанные сзади.
Подвеска: рулевые тяги, винтовые пружины и стабилизатор впереди, неразрезной мост, продольные рычаги и листовые рессоры сзади.
Размеры кузова: длина - 414 см, ширина - 159,5 см, высота - 116,6 см.
Вес: 939,8 кг.
Разгон: 8,8 секунды до 100 км/ч.
Время на 402 м: 16,3 секунды.
Стоимость новой машины: около $4100 в Японии на момент выпуска.

Что пишут о ней журналисты

Тогда: "Самый примечательный момент, как и происхождение двигателя, - это низкие и плавные обороты холостого хода. Но в паре с ними идет стремление ускориться наравне с такими хорошо известными спорткарами, как MG, Triumph и стоковые Morgan - с таким же количеством шума в итоге. Контроль, стабильность и ездовые характеристики можно оценить выше прочих японских машин. Они вполне соответствуют американским стандартам" (Motor Trend, декабрь 1969 года).

Сейчас: раритетность машины еще не всегда гарантирует то, что она действительно окажется интересной, но Mazda Cosmo - исключение. Ее так же интересно водить, как и трудно найти.

Что говорит владелец

Доктор Вэйман Тэнг, живущий в Дэнвилле (Калифорния), дантист - третий хозяин этой машины с маленьким пробегом. Он купил ее в состоянии, близком к новому, и ездит на ней раз в неделю. Он заново покрыл хромом все четыре колеса ($800 за каждое), заменил переключатели на панели приборов и сердцевину обогревателя. Вот что он говорит: "Я люблю роторные автомобили и купил Cosmo в интернет-чате, где собирались любители Mazda". У него в гараже еще есть турбовая Mazda RX-7 1993 года и мотоцикл Honda CX650.

Mazda Cosmo 1967 года


Эксплуатация

"Любая авария ее просто уничтожит", - утверждает Тэнг. Запчастей на нее нет. Например, амортизаторы на Cosmo он заменил задними амортизаторами от Chrysler Cordoba 1977 года и передними от пикапа Dodge 1979-го - после некоторой подгонки, конечно. А еще ему грозит износ уплотнений вершин поршня; это всегда было проблемой на двигателях Ванкеля до того, как стала использоваться компоновка с боковыми портами.

Сколько она стоит

В отличном состоянии - $28 000; после одного хозяина - $14 000; в плохом состоянии - $5000.

По материалам Motor Trend



Ссылки по теме



материал подготовил: Ирина Стрижеус

Спец предложения






Смотрите также:




Форум


Автогороскоп

©2007 Все права защищены КарСеллер

Rambler's Top100 показано количество просмотров и посетителей за 24 часа