Парадигма внедорожника
Создателем автомобилей типа джип считается американский инженер и промышленник Артур Херрингтон. После Первой мировой войны он работал во Франции, где занимался проблемой создания транспортных средств повышенной проходимости. Проводил эксперименты над четырех- и шестиколесными грузовиками в содружестве с компанией "Мармон мотор" из Индианаполиса, штат Индиана. Автомобиль, созданный им, получил наименование "джип" (фонетическая передача английского сокращения GP, что значит general purpose - общего назначения). Но настоящую славу джипу дала американская фирма "Виллис" - он был представлен армейскому руководству 11 ноября 1940 года и выиграл конкурс среди изделий 135 претендующих фирм. На этих машинах стоял стандартный мотор от
Willys 77 и трехступенчатая коробка передач. Вездеход вмещал четырех человек, весил чуть более тонны и развивал скорость до
105 км/ч. Всего в те годы "Виллис" выпустил более 360 тысяч джипов, большая часть из которых поступила на вооружение Красной армии. Созданная "Виллисом" схема автомобиля была настолько проста и удачна, что используется до сих пор, - так, например, внедорожники Jeep Wrangler, которые частенько встречаются на улицах, принципиально мало чем отличаются от своего прародителя.
![](/ill/070215jp_1.jpg) |
С чего все начиналось - Willys Jeepster 1948 года |
Первыми гражданскими потребителями джипов оказались работники сельского хозяйства - причем как фермеры Америки, так и колхозники СССР. Лендлизовский "Виллис" и его прямой потомок - отечественный "козлик" - на долгие годы стали стандартом председательской машины. Простой неприхотливый автомобиль с высочайшей проходимостью оказался незаменимым там, где дороги никогда не знали твердого покрытия.
![](/ill/070215jp_2.jpg) |
Вот так когда-то выглядел Land Rover |
Как же получилось так, что сугубо утилитарное, военно-колхозное транспортное средство стало престижным атрибутом благосостояния? Конечно, здесь не обошлось без неугомонных законодателей автомобильной моды - американцев. В начале
60-х ездить на внедорожниках в Америке стало просто модно, а вскоре большие полноприводники, называемые там "траками", заполонили улицы заокеанских городов, став фирменным знаком американского автомобилестроения. Конечно же, там первую скрипку играет "Форд" - флагман американского автомобилестроения. "Эксплорер", "Экспедишен" и, конечно, супергигант Ford Excursion - почти автобус. Американцы любят большие машины. Настоящий американец должен быть как Крутой Уокер - в белой шляпе, ковбойских сапогах и на огромном "траке". Голливуд в очередной раз создал новую реальность. За Америкой потянулись и другие страны, и в первую очередь - обновленная перестройкой Россия. Здесь символом новой жизни стал созданный американцами в 1983 году внедорожник, именовавшийся Jeep Cherokee. Агрессивные рубленые формы этой мощной машины стали символом "дикого капитализма"
90-х годов.
![](/ill/070215jp_7.jpg) |
Grand Cherokee - культовая машина времен перестройки |
Однако время идет, и внедорожники давно перестали быть неотъемлемой принадлежностью полубандитской жизни "нового русского" наравне с золотыми цепями и малиновыми пиджаками. Вместе с этой нездоровой славой они утратили большую часть агрессивности в дизайне и даже свое основное предназначение - проходимость. Что же сейчас представляют собой всевозможные джипы и зачем они нужны? Став из general purpose массовым автомобилем, внедорожники четко расслоились на два больших класса - "проходимцев" и "паркетников". Если первые являются прямыми потомками того самого "Виллиса", на зависимых рессорных подвесках с жесткими мостами, блокировками и понижающими передачами, то вторые скорее представляют собой слегка оджипленную легковушку. Как ни странно, родоначальником этого класса можно вполне считать нашу отечественную "Ниву" - один из первых в мире компактных внедорожников с несущим кузовом и независимой передней подвеской. Концептуальное разделение на "быть джипом" и "выглядеть джипом" произошло не случайно - большинство сегодняшних внедорожников ни разу за свою жизнь не покидает асфальта. Зачем им мосты и рессоры, которые делают машину валкой и неповоротливой? Зачем понижающие передачи и блокировки, которые только увеличивают расход топлива? Главное - это мощный, внушающий уважение внешний вид. Некоторые из паркетников отказались даже от полного привода.
![](/ill/070215jp_4.jpg) |
Вот такой дорожный просвет у нынешних внедорожников |
Тем не менее популярность таких машин день ото дня растет. В чем же причина? Оставим настоящих "проходимцев" тем, кому они нужны, - охотникам, рыболовам, сельским жителям и любителям джип-триалов. Эти категории потребителей, как правило, четко знают, что им нужно: крепкий, мощный, с высокой проходимостью и грузоподъемностью автомобиль. Однако таких людей, само собой, немного. Гораздо больше тех, кто ищет машину для повседневной жизни. Что они находят в различных "внедорожниках"? Первое и главное, как бы ни старались это отрицать владельцы, - престиж и уважение. Взгромоздившись за руль какого-нибудь "кукрузера", человек чувствует себя выше окружающих - как в прямом, так и в переносном смысле. Что это за мелочь суетится там, под колесами? В большой машине человек чувствует себя значительнее, да и дорогу здоровенному джипу уступают намного охотнее. Здесь, конечно, вне конкуренции угловатый немецкий "Гелендваген" - машина, в принципе, военная. Во всяком случае, европейские войска НАТО используют его в этом качестве. Хотя есть машина и страшнее - любимец Шварценеггера "Хаммер". Завести себе "Хаммер" - лучший способ показать оттопыренный средний палец всему человечеству. Если бы можно было ездить на танке, "Хаммеры" стали бы не нужны.
![](/ill/070215jp_3.jpg) |
|
Второе и тоже немаловажное - удобство. В салоне внедорожника просторно, багажник его, как правило, больше, чем у легковушки, а в оснащении кондиционерами и электропакетами они далеко ушли от трудяги "козлика". Для сугубого удобства хорош также отдельный кузов-пикап. Таких машин в России официально пока продается немного, и наиболее характерные, пожалуй,
Mitsubishi L200 и китайский Great Wall. Впрочем, пикапам в России далеко до своей американской популярности - то ли воруют у нас больше, то ли снег неохота из кузова выгребать...
![](/ill/070215jp_6.jpg) |
Китайский пикап Great Wall |
Третье - обзорность. Высоко сижу - далеко гляжу. Это позволяет на шаг вперед просчитывать дорожную ситуацию. Здесь хороши классические фордовские "американцы" вроде "Навигатора" или даже
F-150. Они дают редкую возможность взглянуть водителям маршрутных пазиков прямо в глаза. С такой высоты владелец гиганта может увидеть пробку, в которой застрял его линкор, на километры вперед.
![](/ill/070215jp_5.jpg) |
F-150 - американская мечта |
Четвертое - безопасность. При столкновении всегда больше шансов уцелеть у владельца тяжелой крепкой машины. Не буду приводить примеров - надеюсь, что эта особенность внедорожника вам не пригодится. Пятое - все-таки проходимость. Даже у самого паркетного джипа дорожный просвет больше, колеса крупнее и полный привод увеличивает шансы выбраться, скажем, из сугроба. Сейчас нередка ситуация, когда состоятельный автовладелец держит в гараже внедорожник специально для наших зим, когда нерасторопность дорожных служб превращает улицы в заснеженные колеи. Если проходимость стоит во главе угла, то внедорожники Land Rover Defender имеют славную историю трофи-рейдов. Впрочем, Mitsubishi Pajero, звезда ралли Париж - Дакар, им в этом, пожалуй, не уступит. Круче всех в этой номинации пока военный УАЗ, но ездить на нем постоянно - все равно что повсюду ходить в кирзовых сапогах и телогрейке. Неудобно и не слишком эстетично.
![](/ill/070215jp_8.jpg) |
Трудно найти что-то вездеходнее УАЗа... |
И шестое - внешний вид. Некоторым джипы просто нравятся, и с этим ничего не поделаешь. Есть своеобразное очарование в мускулистой внешности внедорожника. Почему же тогда внедорожники не вытеснили с улиц все остальные машины? Увы, всякое достоинство имеет свою обратную сторону. Есть свои недостатки и у джипов. Первое - цена. Внедорожник всегда несколько дороже обычной легковушки. Второе - расход топлива. Несмотря на технические ухищрения производителей, полноприводная трансмиссия и не самая лучшая аэродинамика внедорожника требуют свою долю бензина. Третье - габариты. Если не рассматривать совсем миниатюрные микроджипы, то большая машина создает определенные проблемы с маневренностью и парковкой в городе. Четвертое - управляемость. Она обратно пропорциональна проходимости. Чем более настоящий внедорожник, тем тяжелее с ним справиться на высокой скорости. Если паркетники сейчас практически не уступают по этому параметру легковушкам, то серьезный "проходимец", в силу своей конструкции, достаточно валкий и неуклюжий автомобиль. Совокупность достоинств и недостатков каждый оценивает для себя сам. Главное - не руководствоваться при этом чужими советами и даже этой статьей. Чтобы понять, нужен ли вам внедорожник, сядьте за его руль, прокатитесь, и все сомнения исчезнут - что такое цена и расход топлива, если машина НРАВИТСЯ?