Главная > Тюнинг > Тюнинг
 

Тонировка - дело темное
Доверить тонировку лучше профессионалам
Как известно, тонированные стекла в основном производятся для улучшения внешнего вида автомобиля, маскировки внутренней отделки, предметов, находящихся в салоне, а также для защиты пассажиров от излишне любопытных взглядов. И если раньше законодательство о тонированных стеклах не блистало четкостью и определенностью, то теперь водитель может использовать любой способ тонировки. Единственное условие: светопропускная способность стекол должна быть в пределах разрешенных норм.

Плюсы и минусы

Преимущества тонировки известны практически всем, однако каждый производитель тонировочной пленки старается лишний раз их подчеркнуть. Главный и неоспоримый плюс - тонированное стекло задерживает часть ультрафиолетового и инфракрасного излучения солнца, что делает поездку в автомобиле более комфортабельной, защищает обивку салона от выгорания и хоть и незначительно, но все-таки замедляет процессы старения пластмассовых деталей (например, той же приборной доски машины). К тому же тонированные стекла поглощают часть энергии солнечных лучей, поэтому в зимнее время, особенно в солнечную погоду, стекла салона замерзают и покрываются инеем чуть меньше, чем обыкновенные. Единственный, но очень серьезный недостаток использования тонированных стекол - это так называемый "эффект куриной слепоты": обзор дороги через затемненное стекло снизит видимость и контрастность для любого, пусть даже самого зоркого водителя. Особенно заметно этот эффект проявляется в сумерках, отчего и получил свое название - по аналогии с одноименной болезнью. Разумеется, это негативное свойство тонированных стекол не могло ускользнуть от внимания службы ДПС, и не в меру затонированный автомобиль неизменно порождает конфликт между его водителем и любым рьяным сотрудником ГИБДД. От того, насколько хорошо вы подготовлены к такой встрече, зачастую зависит судьба вашего кошелька, так что запастись необходимыми знаниями не помешает.

Буква закона

Тонировка стекол автотранспорта определяется положениями ГОСТ 5727 "Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие технические условия" и Постановлением Госстандарта РФ № 363 от 1 июля 1999 года, которое вносит в означенный ГОСТ ряд изменений. В частности, оно дополняет и изменяет ГОСТ по ряду позиций, а главное - допускает тонировку легковых (и прочих) автомобилей в следующих пределах: лобовое стекло - не более 25%, стекла передних дверей - не более 30%, остальные стекла - не более 40%. Это - предельные цифры, означающие процент поглощения стеклом светового потока. Иначе говоря, лобовое стекло должно иметь светопропускание не менее 75%, передние боковые - не менее 70%, прочие - не менее 60%. Учтите, что, согласно изменению №3 к ГОСТу (ГОСТ 5727-88 от 01.01.2002 г.), тонирование стекол, названных в Постановлении № 363 "остальными", не нормируется.

Соответственно, с 1 января 2002 года на степень затемнения заднего стекла и стекол задних дверей вы можете вообще не обращать внимания. Кстати, многие автовладельцы так и поступают: либо безжалостно зачерняют задние стекла, либо закрывают их специальными шторками. Однако, прежде чем наглухо задраить заднюю часть машины краской, пленкой или драпировочной тканью, убедитесь, что оба зеркала заднего вида на месте - только в этом случае инспектор ДПС отпустит вас восвояси без штрафа. С лобовым стеклом немного сложнее. Даже новое лобовое стекло автомобиля поглощает 15-20% светового потока, а старое, потертое щетками и дорожной пылью - свыше 20%. Нетрудно подсчитать, что такое стекло практически не имеет запаса по тонировке.

С такой тонировкой на наших дорогах далеко не уедешь...


Помимо заводской тонировки, Постановление № 363 допускает самостоятельно тонировать стекла автомобиля как напылением, так и с помощью оклейки стекла пленками (причем как снаружи, так и внутри салона). Наверное, многие водители со стажем хорошо помнят время, когда инспектора могли заставить водителя сдирать даже практически прозрачную пленку, так как ГОСТ фактически запрещал такой способ тонировки. Сегодня благодаря Постановлению № 363 вас могут заставить принудительно растонировать автомобиль только после неутешительных результатов проверки с помощью специального оборудования. И если дело все-таки дошло до такой проверки, неплохо было бы знать ее правила и ваши права.

Блики на стекле

Для проверки светопропускной способности стекла сотрудники ГИБДД в основном используют портативный прибор "Блик". Этот девайс подключается к прикуривателю и, согласно инструкции, дает точные показания при напряжении питания 12 вольт (плюс/минус 0,6 вольта в любую сторону). Уже одно это дает вам право отказать инспектору в разрешении подключить прибор к вашему аккумулятору, сославшись на неисправность прикуривателя или плохое состояние аккумулятора.

Далее вам следует запомнить, что "Блик" показывает на дисплее не процент тонировки, а количество прошедшего через стекло светового потока. Например, если для лобового стекла прибор выдает значение "75", это означает, что стекло пропустило 75% светового потока, а процент тонировки составляет оставшиеся 25%, что допустимо по ГОСТу. Запрещено пользоваться прибором в дождь и в морозную погоду (теоретически уже при небольшом морозце в -10 градусов С "Блик" может давать сбои в показаниях). А вот время суток на работу прибора никак не влияет: использовать "Блик" можно и днем, и ночью, то есть при любой освещенности в месте измерения.

Тонировка сегодня - явление повседневное


Теперь о документах. Сотрудник ГИБДД не обязан иметь при себе сертификат на прибор, а вот сам прибор обязательно должен быть опломбирован и содержать на видном месте бирку с указанием очередного срока проверки. Если пломб нет, они повреждены или просрочена дата очередной проверки - смело можете опротестовать результаты измерений. А уж если испектор заявляет вам, что тонировка автомобиля не соответствует требованиям ГОСТа, не пуская прибор в действие или вообще не имея его, - вежливо, но настойчиво объясните такому недотепе, куда он может обратиться с подобными претензиями.

Если вы все же согласились на проверку, но сомневаетесь в объективности измерений, в 10-дневный срок напишите заявление (жалобу) в соответствующее отделение ГИБДД. Начальник этого отделения обязан назначить повторное измерение другим прибором, предварительно согласовав с вами время и место проверки. Кроме того, по закону "О защите прав потребителей..." вы имеете право обратиться в фирму, которая сделала вам тонировку, с требованием привести ее в состояние, требуемое ГОСТом. Выполнить повторную работу фирма должна за свой счет, в противном случае можете в судебном порядке требовать возмещения всех убытков (штрафа, судебных издержек, морального ущерба и т. д.)

Разумеется, начинать судебное преследование автосервиса следует только в том случае, если у вас куча свободного времени и крепкие нервы. И помните, что фирмы, делающие тонировку тем или иным способом (полная замена стекол, напыление, наклейка пленок), должны иметь лицензию на выполнение таких работ и по их окончании выдать вам сертификат, подтверждающий, что тонировка соответствует требованиям ГОСТа. Не убирайте эту бумагу далеко - положите ее в бардачок или кармашек солнцезащитного козырька вместе с другими документами на машину: сертификат поможет парировать любые придирки со стороны чересчур напористых сотрудников ГИБДД.



материал подготовил: Андрей Дмитриев

Спец предложения






Смотрите также:




Форум


Автогороскоп

©2007 Все права защищены КарСеллер

Rambler's Top100 показано количество просмотров и посетителей за 24 часа