Как все правильно сделать
|
В свое время, когда закон об ОСАГО еще только принимался, старались сделать исключительно "как лучше". Но увы, в конечном итоге получилось... В общем, да сами вы все знаете – самая обычная российская действительность. А в результате вы, нежданно-негаданно получивший "в борт" на перекрестке, не просто потерпевший. Вы – дважды потерпевший! А все потому, что вам еще нужно получить страховую выплату. А это – то еще приключение... Согласно статистике, до начала действия "закона о гражданке" за юридической консультацией и в суды обращались лишь 10–20% от общего числа пострадавших. Остальные же сами договаривались с ответчиками. Сегодня ситуация резко изменилась в сторону осложнения. Из числа пострадавших, сделавших первичную оценку в независимой компании, за юридической помощью обращается 70%. Но и это еще не предел: сделавшие первичную оценку в экспертизе при страховой компании обращаются за юридической помощью уже в 80–90% случаев! И это не потому, что страховщики обманывают и грабят (так утверждают некоторые эмоциональные авторы). Они просто делают свою работу. А страховая компания – не благотворительная организация, и создана она отнюдь не для того, чтобы помочь попавшим в беду согражданам (распространенная ошибка). Как это ни банально звучит, но изначальное предназначение любой страховой фирмы – зарабатывание денег. И практически единственный способ воплотить задуманное – не заплатить вам...
|
|
Так давайте же вместе учиться не давать себя дурить. По крайней мере, на ниве автострахования. И здесь я вижу две основные задачи. Во-первых – узнать, каким, собственно, образом пытаются ограничить наши права, а во-вторых – научиться бороться с узнанным всеми доступными нам методами. Итак, чисто теоретически представим, что произошло некое ДТП и вы – потерпевшая сторона. Как законопослушный гражданин вы вызываете ГИБДД и независимого оценщика, который и должен оценить размер причиненного вашему автомобилю ущерба. Оценщик с соблюдением всех формальностей составляет отчет о величине ущерба или стоимости ремонта. На следующий день вы, опять же как законопослушный член общества, со справкой ГИБДД и отчетом оценщика направляетесь в страховую компанию. А в страховой компании вас встречают с голливудскими улыбками и говорят, что... оценка должна проводиться в организации, находящейся с данной страховой компанией в договорных отношениях. Это не так.
|
|
Очень важно знать, что необходимо предпринять как непосредственно после ДТП, так и в последующие дни. После того как произошло ДТП, водитель, как правило, испытывает шок. А решение принимать надо. Вот мозги и начинают "кипеть". На самом деле все просто. Если ДТП все же произошло, обязательно вызывайте ГИБДД. Ну а пока ждете приезда ДПС, выполните следующие действия: заполните на месте ДТП общий или свой бланк извещения о ДТП; сообщите второму водителю сведения о вашей страховой компании, номер страхового полиса, телефоны; получите у второго водителя сведения о компании, в которой он застрахован, и номер страхового полиса. В случае когда нарушитель ПДД не установлен, сообщите любым доступным способом (заказным письмом с уведомлением, телеграммой или по факсу) в свою страховую компанию и страховую компанию второго водителя о факте ДТП и сведения о пострадавших в ДТП (если они есть). Если вы не согласны с тем, что нарушили ПДД, вы можете жаловаться в установленном порядке (не забудьте сообщить о жалобе в вашу страховую компанию). Когда нарушитель ПДД установлен и вы - пострадавший. Для того чтобы не привязываться к поведению оппонента, необходимо: направить по факсу страховой компании нарушителя извещение о ДТП и справку ГИБДД установленной формы (желательно с почты – для того чтобы был документ об отправке); направить ксерокопию извещения и копию справки ГИБДД заказным письмом по почте на адрес страховой компании. Взять на почте документы, подтверждающие факт отправки. Если вы признаете, что нарушили ПДД, или ваше нарушение установили в ГИБДД, необходимо написать в свою страховую компанию заявление на страховой случай. После всех этих относительно простых манипуляций вы получите необходимые документы в ГИБДД (кстати, некоторые отделы ГИБДД ввиду отсутствия бланков требуют запрос от страховой компании – это нормально, запрос надо взять) и будете думать, как возместить ущерб. Большинство пострадавших мчится в страховую компанию в надежде, что им на блюдечке преподнесут их кровные... Первым звоночком на предмет, что вас хотят "обуть", является заявление сотрудника страховой компании о том, что вам якобы необходимо провести оценку в конкретной компании. То есть вам дадут направление на экспертизу в экспертную организацию, которая работает по договору со страховой компанией. Что произойдет дальше, объяснять не надо...
|
|
Как среднестатистический гражданин может бороться с произволом недобросовестных страховщиков? Порядок решения вопроса о возмещении ущерба регулируется нижеследующими правовыми актами (в порядке убывания приоритета): Гражданский кодекс РФ (сокращенно – ГК РФ); Федеральный закон РФ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (сокращенно – ФЗ "Об ОСАГО"); Федеральный закон РФ "Об оценочной деятельности в РФ"; Стандарты оценки, обязательные к применению на всей территории РФ; Постановление Правительства РФ от 24 апреля 2003 г. № 238 "Об организации независимой технической экспертизы транспортных средств"; Постановление Правительства РФ от 7 мая 2003 г. № 263 "Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств". При этом следует помнить, что статус Федерального закона выше, чем у Постановления Правительства РФ. То есть если текст Постановления Правительства РФ противоречит тексту ГК РФ, то следует руководствоваться ГК РФ.
|
|
Типичные ошибки при общении со страховщиком Не начинайте по первому требованию страховой компании бегать и собирать многоразличные справки, которые в конечном итоге для получения страховой выплаты не нужны. Приложите к заявлению о страховой выплате все необходимые документы, требующиеся по закону (в заявлении, которое вам дадут в страховой конторе, перечня, как правило, нет). Вот он:
- справка о ДТП установленного образца (оригинал);
- копия протокола об административном правонарушении, оформленного в связи с происшествием (выдает и заверяет ГИБДД), если таковой составлялся;
- копия постановления по делу об административном правонарушении (выдает и заверяет ГИБДД), если таковое выносилось;
- извещение о ДТП (бланк, заполненный совместно или одним участником);
- копия ПТС (заверенная нотариально или в страховой компании по предъявлении оригинала);
- копия доверенности – если вы не собственник поврежденного автомобиля, – подтверждающей ваше право на получение страховой выплаты (заверенная нотариально или в страховой компании по предъявлении оригинала);
- отчет об оценке величины ущерба, причиненного в результате ДТП, если экспертную организацию вы выбирали самостоятельно (оригинал);
- договор о проведении экспертизы, если вы сами выбирали эксперта (оригинал);
- чек оплаты за экспертизу (оценку), если вы сами выбирали эксперта (оригинал);
- чеки (оригиналы), уведомления (ксерокопии), телеграммы (ксерокопии);
- квитанция оплаты эвакуатора, если вы пользовались эвакуатором (оригинал);
- другие документы, подтверждающие фактические расходы от ДТП – хранение автомобиля, ремонт и т. д. (оригиналы);
- номер лицевого счета и реквизиты отделения банка, в который вы просите перечислить деньги, фамилию, имя, отчество получателя.